Официальный сайт
|
|
www.sgu.ru 21 января 2013 года
Научный руководитель ИФиЖ СГУ, заслуженный деятель науки РФ, доктор филологических наук, профессор Валерий Владимирович Прозоров предложил следующие тезисы, с которыми он выступил на декабрьском заседании Ученого совета ИФиЖ СГУ и которые единодушно приветствовались его коллегами: «О дискриминационной ситуации с русской литературой в образовательно-культурном пространстве России».
– Мы знаем: помимо нефти, газа, иных сырьевых ресурсов – главная конвертируемая, признаваемая во всем мире наша ценность – русская литературная классика. И все, кому сегодня за 30, худо-бедно овладевали основами литературной культуры прежде всего в средней школе. Часто и охотно брюзжим: прежде, мол, плохо учили. Но и отлично учили – тоже! Дело, как всегда, в личности педагогов…
– Да, читать перестают повсеместно! Да, причин много: Интернет, клиповое мышление, видео- и аудиопродукты теснят книгу… Все так! Но гильотина – дурной способ избавления от головной боли.
– В ХХI веке в России почти полностью забыты отечественные традиции, связанные с масштабными просветительскими инициативами по случаю широко отмечавшихся (со времен Достоевского) юбилеев литературных классиков. А это были уместные предлоги для сосредоточения общенационального внимания на судьбах ярких, нетленных сокровищ словесности. Это, как правило, была настоящая забота квалифицированных филологов о читательской компетенции современников.
Отдельная и очень больная тема – системное филологическое просветительство, как чистый воздух, необходимое нашему обществу.
Как никогда прежде, мы нуждаемся в умном чтении и разумном почитании русских классиков, в т. ч. и в социальных сетях Интернета…
– Между тем, на государственном уровне процесс дискриминации литературной классики идет безостановочно: количество часов на литературу в школе доведено до предельного минимума. И самое главное! – сделано все, чтобы отнести литературу на задворки школьного образования. Говорим-вещаем о патриотизме, а русская литература, проникнутая пафосом любви к отечеству, безразлично и недальновидно сдается в архив…
Отменены письменные (сочинение) и устные, связанные с литературой, квалификационные испытания. Вместо этого для школьников, сохраняющих преданность отечественным литературным ценностям, введен ЕГЭ. А ЕГЭ по литературе (этого не хотят слышать в Минобрнауки!) изо всех сил помогает формировать внесистемные знания-объедки.
– Как минимум, надо вернуться (одновременно обновляя содержание образования) к русской литературе как к основному (вместе с русским языком и историей), формирующему личность предмету в средней школе; восстановить самостоятельные аттестационные письменные творческие работы-сочинения с последующим (а здесь уже отчетливая педагогическая инновация!) непременным собеседованием по мотивам собственных сочинений учащихся. Это будет проверкой приводящих в порядок ум и душу человеческую умений самостоятельно мыслить и размышлять вслух по поводу важнейших социально-нравственных исканий и проблем нашей жизни…
– Печально обстоят дела и в высшей школе. Безостановочно сокращаются бюджетные места на филологических факультетах вузов страны (в том числе, по отечественной филологии). О серьезной, обоснованной тревоге по поводу политики разгрома российского гуманитарного образования во всеуслышание заявили филологи МГУ им. М.В. Ломоносова на заседании своего Ученого совета 22 ноября 2012 года. В целом их пафос, их серьезную озабоченность разделяет все гуманитарное сообщество… Мы хорошо понимаем: очень скоро не сможет (особенно в провинции) произойти естественная смена поколений учителей-словесников в средней школе…
С разным геростратовым успехом продолжающаяся уже около столетия дегуманитаризация нашего общества, получившая в последние годы новое безумное ускорение, – дорога в никуда.
Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=26012013125640&oldnumber=647