"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 41 (643) от 20.12.2012

Продолжение Темы

Оркестра «Ретро» нет в саратовской культуре

Лана СОКОЛОВА

Что ни говори, удивительный у нас городок в стремлении к величию. Собственно, плохого-то в этом ничего нет; как говорится, плох тот солдат, который не мечтает… Помнится, один из прошлых, неудачно кончивший на своем посту губернатор, мечтал сделать Саратов столицей Поволжья. Нынешним же, как следует из комментария открытия «Дней Саратовской области в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации» министра культуры Светланы Краснощековой, «культура определена как приоритетное направление. Саратов – культурный центр».

Планочка чуть пониже, но частенько на всевозможных торжественных мероприятиях, посвященных тому или иному культурному событию, мы нет-нет, да слышим фразы, что мол, Саратов можно по праву считать культурной, а то и музыкальной столицей.

Поскольку на стенде, как следует из информации, представленной в СМИ, «презентующем культурный потенциал региона, представлены знаковые культурные объекты – Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова, академический театр оперы и балеты, как являющиеся признанными символами Саратовской области», то и мы возьмем на себя смелость продолжить разговор на музыкальную тему.

В статье «Каждый год – как последний» («Богатей», № 37 (639) от 22.11.2012) мы писали о непростой ситуации, в которой оказался джаз-оркестр «Ретро», коллектив с почти тридцатилетней историей. Напомним суть дела. Здание института Сельэнергопроект, в котором двадцать лет находилась репетиционная база «Ретро», было продано в Самару. Два последних года оркестр арендовал помещение у нового владельца, но повышение арендной платы на 40 % с 1 октября этого года оказалось «неподъемной» для коллектива.

Поиски помещения, приемлемого для хранения инструментов, репетиций и записи, на данный момент не дали результатов. Руководитель оркестра Никита Духовников обратился с просьбами к министру культуры области Светлане Краснощековой и губернатору области Валерию Радаеву с просьбой о содействии в получении помещения в бывшем Доме офицеров.

И вот, наконец, ответы получены из обоих ведомств. Поскольку первым датирован «губернаторский» ответ за подписью зампреда правительства г-на Россошанского, то, видимо, минкульт не стал утруждать себя сочинением нового письма, т. к. ответ минкульта за подписью первого зама министра Л.В. Сорокиной почти полностью дублирует ответ из правительства.

В письмах перечисляются учреждения, помимо филармонии, которым предоставлены помещения в здании по ул. Соборная, 18: «Саратовский областной учебно-методический центр» повышения квалификации специалистов культуры и искусства, Губернский театр хоровой музыки, областная концертная организация «Поволжье», областной колледж искусств, а также на правах аренды театр магии и фокусов «Самокат» и детская музыкальная школа № 19. Из чего следует, что свободные площади в здании отсутствуют.

Правда, при этом оба ведомства обнадежили джаз-оркестр тем, что после завершения реконструкции здания филармонии на Соборной площади (которое, к слову, идет уже почти шесть лет и вполне может стать еще одним долгостроем по примеру ТЮЗа), «министерство культуры обязательно вернется к рассмотрению вопроса о возможности размещения Саратовского джаз-оркестра «Ретро» в здании по адресу ул. Соборная, 18».

Предполагая отрицательный ответ от властных структур, в письме на имя губернатора Духовников, обращая внимание на трудности с финансами в минкульте, просил содействия губернатора в помощи привлечения меценатов для проведения концертов, сборы от которых смогли бы покрыть аренду в том же «Доме офицеров». В ответ он получил следующее: в бюджет минкульта «включено финансирование только подведомственных учреждений культуры», из чего следует, что денег на концерты «Ретро» нет.

Дело в том, что джаз-оркестр «Ретро» (к счастью или к сожалению) не входит в число более 15,4 тыс. человек, работающих в учреждениях культуры. Его статус скорее можно определить как любительский оркестр, состоящий из профессиональных музыкантов. Профессиональным же он, по словам Духовникова, становится по всеобщей классификации, когда у него появляется бюджетное финансирование. На Западе даже в маленьких городках есть свои такие вот любительские оркестры, которым город оказывает содействие, любительские оркестры участвуют в фестивалях, они – гордость своего города.

Так там, на Западе, совсем другая система, возразят мне. Согласна, но если появился такой прецедент у нас, почему бы не воспользоваться случаем что-то изменить? Тем более, что речь идет не о новоявленном никому не известном коллективе, а об оркестре, которому уже почти три десятка лет, на счету которого не один записанный компакт-диск, концерты в самых престижных залах Москвы, не говоря уже о том, что «Ретро» – единственный в России оркестр, восстанавливающий подлинные партитуры советского, европейского и американского джаза 20–40 годов прошлого века.

Попытки оформить какие бы то ни было «законные отношения» с минкультом за все время существования коллектива так и не увенчались успехом. Обращение в свое время в ДК «Россия», по словам Духовникова, не дало результатов, как и обращение к Аяцкову; соответствующие распоряжения были переадресованы в минкульт и спокойно спущены на тормозах. И так было «с каждым из министров культуры, начиная с первого областного Кияненко и с каждым следующим – Земцов, Кузьмин, Брызгалов – которым я предлагал нас как-то задействовать, не то чтобы оформить отношения, но хотя бы нас активно использовать, потому что эта музыка очень нужна», – считает Духовников. Но шли годы, а оркестр так и оставался ничейным.

Показательными в этой связи могут стать слова одной из чиновниц минкульта, сказанные Духовникову еще в 2006 году в ответ на обращение за помощью в поездке на Сочинский фестиваль к 100-летию Цфасмана. Мол, «мы не можем вам помочь, поскольку такого коллектива в нашей культуре нет». Оговорочка получилась почти по Фрейду. Получается, что до сих пор коллектива с тридцатилетней историей в саратовской культуре нет.

«Несколько недель назад радио «Эхо Москвы» девятый раз меня пригласило на часовой эфир представить наш уже 5-й компакт-диск. Реакция слушателей была такой (а в этот момент эти передачи в удобное дневное время слушали и в Европе, и в Америке), что ведущий увеличил эфир до двух часов, – рассказал Духовников. – И если бы наши чиновники от министерства культуры не поленились зайти на наш сайт и послушать запись этого эфира, они бы услышали, что на весь мир по радио слова «Саратов» и «саратовский» звучали десятки раз и не в связи с пожарищами в очередном учреждении культуры, не в связи с казнокрадством и страшными долгами, а в связи с прекрасной музыкой, суперсложной, супервиртуозной, которая прекрасно была исполнена в Саратове и прекрасно была записана в Саратове. Они бы поняли, что это стоит того, чтобы хоть чуть-чуть, хотя бы добрым словом поддержать эту музыку», – считает руководитель джаз-оркестра.

«Мне кажется, что с таким ленивым равнодушием писать отписки и тем самым подписывать приговор такому оркестру могут только люди, которые никогда в жизни сами на сцене ничего полезного не сделали. Мы вошли в энциклопедию российского джаза, мы выступали на всесоюзных еще радиоканалах «Останкино» и «Маяк», а позже на Радио России и «Эхо Москвы». И если коллектив с таким послужным списком не достоин минимальной поддержки, тогда мне становится непонятно, зачем нам такой минкульт», – с горечью констатирует Духовников.

Ответ на этот почти риторический вопрос можно прочесть в комментариях министра культуры области Светланы Краснощековой по поводу открытия «Дней Саратовской области в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации», в которых, помимо статданных о количестве подведомственных очагов культуры и достижениях из нашей культурной жизни, есть и такие «Наш город также гордится и талантливыми людьми. Все знают певицу Лидию Андреевну Русланову, композитора Альфреда Шнитке, актера Олега Янковского и многих других. (…) Наши коллективы периодически выступают в столице, и их уже знают. (…) Повторю: нам есть чем гордиться и мы готовы показать, на что мы способны».

Правда, это, видимо, относится именно к подведомственным минкульту организациям и коллективам. От оптимистичных заявлений о гордости саратовцев вернемся все же к оркестру, которого «не существует» в саратовской культуре.

По словам Духовникова, в настоящее время оркестр пытаются поддержать некоторые московские радиостанции и московские благотворительные фонды. Если это получится, то коллектив будет спасен. В противном случае, (хотя и не хочется об этом думать) оркестр ждет судьба театра АТХ.

На данный момент инструменты перевезены в Дом кино, где 27 декабря состоится очередной концерт. Руководитель оркестра Никита Духовников приглашает читателей нашей газеты и всех саратовцев на этот концерт.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=20122012140557&oldnumber=643