"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 41 (643) от 20.12.2012

Очевидное-Невероятное

Мы придем на край земли!

21.12.2012

Юрий ЧЕРНЫШОВ

Парадоксально, но Великая Транссибирская магистраль, некогда построенная Россией, сегодня ей не принадлежит целиком. Отрезок Транссиба длиной примерно в 100 километров проходит по территории Казахстана. И старинный русский город Петропавловск, через который проходит магистраль, тоже расположен на территории Республики Казахстан. Это один из парадоксов, возникших при развале СССР.

(Окончание. Начало см. в №№ 26(628)–33 (635), 37 (639)–39 (641)

Последний аккорд «Космопоиска»

Сейчас проблема проезда граждан России из европейской части в Сибирь и на Дальний Восток разрешена: граждане проезжают без всякого таможенного досмотра. Вот только на перрон в Петропавловске пассажирам выходить нельзя. Для тех, кто специально прибыл в Петропавловск, проблем также не возникает. Виза не нужна. Ну спросит проводник или пограничник: какова, мол, цель визита? Отвечайте что хотите: на съезд, на слет, для ознакомления с музеем – не важно. Главное, чтобы вы отсутствовали в базе торговцев наркотиками или чем-то иным запрещенным. Проверяется быстро: по рации и компьютерной базе.

Старинный русский город Петропавловск, основанный в 1752 году, долгое время оставался российским крепостным городом, охранявшим южноуральские земли от набегов кочевников. Только в 1759 году один из влиятельных баев казахского народа Аблай обратился к оренбургскому губернатору с письмом, в котором говорилось: «…Моя и моего народа просьба, дабы по Ишиму в Петропавловской крепости продажу производить дозволено было …». Что и было дозволено. В ответном письме-приглашении командира Сибирского корпуса говорилось: «Во удовольствие Вашего народа в крепости Святого Петра велено ныне учредить сатовку (куплю-продажу – Ю. Ч.), для чего купцам в тою крепость с товарами, с мукою и крупою съезжаться велено… Прошу о той сатовке поблизости Новой линии в улусах публиковать, чтобы они с имеющимся у них товаром, со скотом, лошадьми и пленными калмычатами для той сатовки в Петропавловскую крепость приезжали без всякого опасения…».

Вот как давно это было, – когда еще торговать невольниками не чурались! С тех самых пор русское население города стало разбавляться «пришлыми». Но и сегодня из 195 тысяч человек населения 129 тысяч (66 %) – русское. А, кроме того, около 42 тысяч казахи (22 %), да около 13 тысяч татар и украинцев (4 % и 3 %). И русская речь на улицах города звучит чаще, чем любая иная, а некоторые городские чиновники (они выделяются темными блестящими костюмами) не очень хорошо понимают, когда к ним обращаются за разъяснениями по части дороги или транспорта и предпочитают выслушивать вопросы и отвечать по-русски.

Но традиция «сатовки», видимо, живуча. Здесь довелось наблюдать самый большой за всю экспедицию рынок, включая китайский во Владивостоке. Рынок занимает три рядом расположенных квартала. В одном идет торговля продовольствием, соседний квартал – вещевой рынок и еще один – рынок строительных материалов, бытовой химии и т. п. Здесь – единственный, кажется, перекресток между кварталами, где зеленый свет загорается сразу на всех направлениях, и люди идут, не только пересекая улицу, но и наискосок. Другой подобной организации уличного движения – «от Москвы до самых до окраин» – видеть не довелось.

Члены Трансевразийской экспедиции «Космопоиск–2012» прибывали в Петропавловск в разное время и различными способами – в поездах и автостопом. Первоначально намеченной целью был слет на берегу реки Ишим, протекающей через Петропавловск. Место на берегу Ишима было выбрано, по ряду причин, в первую очередь из-за наблюдавшихся в этом месте всевозможных небесных явлений с признаками аномалий. Кроме местных космопоисковиков, на слет должны были прибыть омичи. Изучение чего-то необычного не планировалось. Но действительность превзошла любые ожидания. На третий день лагерной жизни прибыл на катере местный житель Владимир Ржавцев и рассказал довольно необычную легенду, относящуюся к временам гражданской войны – 1919 году.

Взрыв на рассвете

В городе были белые, но красные части уже подходили к городу и обстановка была прифронтовой. Поэтому горожане не слишком удивились, когда однажды на рассвете раздался одиночный, но такой громкий взрыв, что он разбудил весь город. Во многих домах, прилегающих к вокзалу с северной стороны, повылетали стекла. Время было военное, поэтому возможной причиной взрыва горожане предположили взрыв склада боеприпасов, либо диверсию красных лазутчиков.

Однако предположения не подтвердились – никакого взрыва складов или хранилищ боеприпасов в то утро не случилось. Позже появились некоторые разговоры о том, что якобы кто-то видел, как по небу пролетело яркое светило и ухнуло где-то в северо-восточной стороне. Время, однако, было такое, что до поисков чего-то, чего могло и не быть, не дошло. Однако событие не осталось полностью забытым. Сведения о нем достигли известного исследователя Тунгусского метеорита Кулика, который предположил, что в окрестностях Петропавловска упал небольшой метеорит. И, собираясь в экспедицию на поиски Тунгусского метеорита, будто вознамеривался он заехать в Петропавловск разузнать подробности о явлении, произошедшем там в 1919 году, а может, и поискать следы падения небесного тела. Но, направляясь на поиски Тунгусского метеорита, в Петропавловск не заехал, потому что сильно торопился.

Так это было или нет, но появившийся в лагере человек, местный житель Ржавцев Владимир, уверял, что он обнаружил след того давнего падения и готов на своем катере доставить на обнаруженное место столько человек, сколько вместит катер. Остальные, предполагалось, могут на следующий день совершить выход к месту падения. Поскольку, в принципе, до него можно было добраться на автобусе и часть пути пешком. Катер вместил пятерых. Я оказался среди них, поскольку для меня экспедиция на этом завершалась, и на следующий день у меня уже был куплен билет до Саратова.

Ишимский артефакт

До места предполагаемого происшествия пришлось добираться на моторной лодке «Казанке» несколько часов. Проплыли Петропавловск, затем пошли дачные участки. Где-то перед речным портом находился и участок нашего проводника. С собой были топливные карты, на полчаса приостановились подзаправиться бензином. И снова в путь. Между делом расспрашивали проводника о причине его интереса. Оказывается, он давно знаком с историей «взрыва на рассвете» и лет двадцать назад наткнулся на странное место в пойме реки, которое никак не могло быть объяснено иначе, как падением небольшого метеорита. Владимир тщательно измерил глубину озера и его размеры, да вот рассказать об этом кому-то из ученых, кто заинтересовался бы событием, не пришлось.

Сам он большой любитель технических новшеств. Свой дачный дом он превратил фактически в полигон по внедрению и испытанию всевозможных нововведений. Его дом можно назвать энергосберегающим жилищным устройством. Стены утеплены теплоотражающим и теплосберегающим материалом – типа фольги на поролоне, туалет – вообще сложное, почти безотходное устройство, разлагающее содержимое специального бака-реактора на воду и небольшое количество почти твердого осадка, работающее с использованием специального реактива, который хозяин раз в год выписывает из Америки. Да и все остальное в устройстве дома ориентировано на энергосбережение. На обратном пути мы осмотрели дом и подивились упорству и изобретательности хозяина. Да и остальные обитатели этого дачного массива не прочь, видимо, приложить руки к чему-то, кроме земли. И можно видеть, как стоит в саду-огороде зеленая пальма, сделанная из отслужившего свое мотоциклетного колеса (на фото).

От дачного массива до цели нашего путешествия оказалось совсем недалеко. Путь пролегал мимо барж, загружавшихся песком. Поудивлялись, как на такой неширокой – метров 50 – реке осуществляется грузовое сообщение. Тем более что вскоре начались участки, труднопроходимые даже для «Казанки». На винт постоянно наматывалась трава, приходилось поднимать мотор и очищать винт. Пришлось поблуждать по извилистому в этом месте Иргизу, да под конец пути пробиваться через заросшую камышом протоку. Протока, собственно, служит устьем небольшого ручья, впадающего в петлю реки Ишим. Чтобы продвинуться по протоке, одному из нас пришлось спуститься в воду и тащить лодку. К счастью, этот участок оказался коротким.

Протиснувшись через заросли не более 20 метров, лодка выплыла в озеро. С другой стороны, но не по центру, а с краю, в него впадал ручеек. Почти круглое, с незаметной с воды овальностью, метров 20–30 в диаметре. Окруженное небольшой возвышенностью, но без обваловки, оно произвело странное впечатление. Причалив к берегу и выгрузившись, участники экспедиции обошли озеро по контуру. Затем, включив навигатор, объездили озеро вдоль и поперек, делая промеры глубин. Самая большая глубина – в центре – была чуть более 6,4 метров, а профиль дна – воронкообразный. Наш проводник пояснил, что двадцать лет назад глубина была 8 метров. Взяв за основу эти данные и учтя, что скорость заиливания 8 метров за 10 лет, рассчитали, что в момент падения метеорита, если это было место падения, образовалась воронка глубиной несколько более 13 метров. Радиоактивного фона, отличающегося от ближайшей и даже удаленной местности, не было обнаружено. Магнитной аномалии не наблюдалось, из чего можно было сделать вывод о том, что метеорит был каменный.

На этом наше первое обследование завершилось, но станет ли оно последним, – время, как говорится, покажет. Уже то важно, что последний для меня этап Трансевразийской экспедиции «Космопоиск–2012» завершился такой находкой. Как ни удивительно, это был на редкость удачный случай. Уже на обратном пути нас накрыл дождь, который так разошелся, что мы смогли добраться только до дачи нашего проводника. До лагеря пришлось добираться уже на машине. Дождь лил всю ночь и продолжился на следующее утро. И ни о каком массовом выходе на место падения метеорита говорить уже не пришлось. Как ни удивительно, но из окна поезда можно было почти видеть это место – от железнодорожного пути до него около полукилометра. Это был пятый кратер, обследованный членами экспедиции «Космопоиск–2012». И на этом завершилось мое участие в столь гигантском проекте.

Последний штрих, который хочется отметить, по-своему замечателен. Вокзал проводил пассажиров набегом продавцов… коньяка казахстанского производства. И какого его здесь только не было – от трех до семи звездочек, в бутылках самой разнообразной формы, вплоть до причудливой конфигурации, и даже в бархатных темно-синих сумочках! Но более всего удивляла цена. Брали рублями – от двухсот за бутылку 7-ми звездочного, до 500 за три бутылки остального. Продавцы забирались прямо в вагон и, расталкивая пограничников-таможенников, атаковали пассажиров. И, по утверждению знатоков, вся продукция была добротной, в том смысле, что не приводила к отравлениям.

Продукцию разбирали быстро, таможенники относились к «сатовке» с пониманием.

Дружба между двумя странами крепла на глазах.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=20122012140229&oldnumber=643