"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 38 (640) от 29.11.2012

Роскошь Общения

Алексей Слаповский: «Мои герои находятся в состоянии выбора»

Записала Елена АНДРЕЕВА

23 ноября в музее К.А. Федина собрались почитатели, друзья, знакомые и просто любители на презентацию нового романа Алексея Слаповского «Вспять». Алексей Иванович признался, что в Саратове он больше по делам семейным, но, видимо, отказать в удовольствии видеть его у себя фединцам не мог.

Как правило, подобные встречи проходят в камерной обстановке. Жаждущий нового романа читатель получает порцию в авторском исполнении и в предвкушении ждет выхода заветной книжки. Как оказалось, за некоторое время поэтических экспериментов у Алексея Слаповского накопилось стихов на целую книжку. Конечно же, автор не стал жеманничать и заставлять себя упрашивать и с удовольствием почитал как уже «отлежавшиеся», так и совсем еще «сырые» произведения.

Книги и сценарии

– Когда я пишу сценарии, то иногда собственные книги переделываю до неузнаваемости. Если все будет нормально, то начнутся съемки восьмисерийного фильма по роману «Пересуд». Сценарий написан, я бы сказал, – «нагло». Действие в романе происходит в автобусе – от начала и до конца, но делать фильм, чтобы все действие происходило только в автобусе... Мы, конечно, будем выходить из автобуса, но, тем не менее, это очень серьезная творческая задача.

Я рад, что дал предварительное согласие быть режиссером этого фильма Сергею Пускепалису, который давно собирается в кино, но для этого он выбирал проект, с помощью которого можно показать что-то серьезное. В театре он поставил спектакли по моим пьесам. Он знает, в какой стилистике я пишу и в какой стилистике можно сделать это кино. Я к тому, что если ничто не помешает и когда-нибудь это выйдет на экраны, надеюсь, это не будет похоже на тот поток, который льется ежедневно, а во-вторых, это будет довольно сильно отличаться от книги, потому что я всегда переделываю книги, когда делаю сценарии. Пользуюсь возможностью создать новый текст.

Так было и с романом «Я – не я». Существует четырехсерийный фильм, его мало кто видел. Фильм почему-то пустили по НТВ. Не знаю почему, но пустили… В нем была одна из последних ролей Владислава Галкина. Одна из лучших ролей, на мой взгляд. Она очень необычная. Замечательный там Павел Деревянко – совсем не такой, каким его привыкли видеть в разных ролях. И фильм очень сильно отличается от книги, кто-то может сказать, что в лучшую сторону. Не знаю… сравнивать все-таки кино и книгу я не рискну.

Фильм «Синдром Феникса» – другой четырехсерийный фильм, который я ценю все-таки меньше. Показывали его в хорошее время и оценили его критики лучше – это все субъективно. Мне он кажется хуже, чем книга, но мое мнение не всегда совпадает с мнением критиков и уж тем более публики. Это вообще отдельный разговор, что у нас смотрят и что имеет высокий рейтинг.

Нужно ли жалеть своих героев

– Они сами себя не жалеют. Люблю фразу Ницше: «Люди очень посредственные эгоисты». Ницше был прав. На самом деле они к себе относятся бесшабашно, безалаберно, нерационально, глупо, поэтому они сами себя не жалеют на самом-то деле.

Не то чтобы я их жалею… Жалеть надо плачущих детей, болящих, а там все люди здоровые, у них что-то с головой, в определенном смысле что-то… Я скорее сочувствую. А потом, я когда писал эту книгу («Пересуд»), настолько чувствовал себя внутри этого автобуса, внутри ситуации, а со стороны себя как-то не очень жалеешь. Я чувствовал себя одним из героев, который при всем этом присутствовал – было как-то не до жалости. Себя жалеть в текстах – это нехорошо.

Каждая книга отражает определенный период жизни. Когда я писал «Большую книгу перемен», мне показалось, что всегда оптимистично думал: всегда есть выбор… И эта точка зрения, совпадающая с точкой зрения людей верующих, что выбор есть всегда, и однажды я как лбом наткнулся о ситуацию, когда понял, что выбора нет. Выбора иногда нет уже потому, что в этом романе постоянная борьба между тем, что хочется, и тем, что надо, и попытка разобраться, и понимание, что, когда надо, тогда выбора-то и нет…

Есть художественная логика. Ну, задавил поездом Лев Толстой Анну Каренину – тоже жалко, конечно, а с другой стороны, понимаешь жестокую художественную необходимость. Выхода из того тупика, который образовался у персонажа, не было.

Если бы мы рассматривали какую-то житейскую историю в передаче «Пусть говорят…», там бы можно было все забыть и строить бизнес, бедным помогать и т.д.… Но это в передаче легко говорить, а есть художественная логика, совпадающая с логикой откуда-то свыше, и понимаешь, что рад бы оставить в живых, но это будет неправда.

Спираль времени

– По спирали все идет, и поэтому мы наблюдаем сейчас во многих областях нашей жизни некую пародию на советское время. Это касается официальной, идеологической, я бы сказал, составляющей нашей жизни. Много стало двуличия, лицемерия, политических игр, явный кризис власти, причем кризис административного ресурса, кризис моральный. И это все чувствуют. Власть теряет уважение со стороны населения, до коллапса, может, еще далеко, но что-то происходит не вполне хорошее… И – свидетельства того, что есть тотальные повторы, – вопросы, которые задают мне на встречах.

Исправляя написанное

– Книги у меня переиздаются. Небольшими тиражами, но переиздаются. Как правило, держу правку, редактуру и всегда использую для того, чтобы что-то «подрисовать»… За исключением вещей, которые слишком принадлежат времени. Я понимаю, что сказано, может быть, не очень красиво, умно, хорошо, но таких вещей я не правлю, потому что я таким тогда был и это будет неправильно и нечестно.

Есть единственный текст, который я очень серьезно переработал, когда готовил к переизданию. Это – роман «Анкета», потому что предыдущим вариантом был очень недоволен. Я написал его и через год буквально невзлюбил и ждал момента, когда его переиздадут… Но так, чтобы переписывать, как Пастернак переписывал свои ранние стихи… Я не думаю, что это правильно и поэтому, когда публикуют ранние варианты наряду с поздними редакциями, – это правомерно, это, я считаю, правильно.

Бог его знает, правильно ли сделал Гоголь, переписав «Тараса Бульбу», очень серьезно переписав. И зачем ее в школах вообще преподают – людоедское произведение с подниманием военных на пики бравыми казаками. Одно из самых тенденциозных и на самом деле это совершенно не тот Гоголь, который вошел в литературу, и не дай Бог, что-нибудь случилось и осталось бы только это произведение, и не было бы «Мертвых душ», «Петербургских повестей» и проч. Почему бы не «Невский проспект»? Школьники прекрасно поняли бы эти рассказы, как поручик бегает за девушками… Отлично бы поняли, начиная с двенадцати лет.

Саратов – город контрастов

– Что касается «изменилось – не изменилось»… Ну, растут какие-то нелепые дома бизнес-класса, ветхие дома остаются ветхими. Дороги, как мне рассказали, – чинят.

Саратов всегда был похмельным бредом архитектора. Любить его с точки зрения внешнего вида крайне трудно, за исключением таких мест, в которых у тебя что-то хорошее происходило. А как правило, у всех места одни – «Липки», Горпарк, набережная, Кумысная поляна и т. д.

Я к людям приезжаю… Когда я вспоминаю о Саратове, я вспоминаю маму, папу, друзей… А люди у нас фантастически талантливые и, может быть, за счет того, что Саратов – город контрастов, и люди живут в состоянии «контрастного душа» постоянного – то в лоб, то по лбу, то под дых; то к сердцу прижмет, то к черту пошлет… От этого появляется некое психологическое своеобразие, умственное – поэтому много у нас умных ученых, хороших врачей, талантливых поэтов, просто хороших людей много, а красивых-то сколько…

Красивые мы и умные, а почему такие бедные – вопрос некорректный… Потому что, дай Бог всем такую историю, как у нас, во-первых, а во-вторых, умный человек – он не такой дурак, чтобы богатым быть…

Жизнь у нас веселая… Ехал на встречу на маршрутке, стоял перед водительским местом… Длинная набранная типографским способом бумаженция со строгими предупреждениями: «На переднем месте наушники отключить. По мобильному телефону не разговаривать. При жевании жвачки не чавкать и не чмокать». С одной стороны, смешно, с другой, думаю, как у нас любят напомнить, что извозчик главный человек, вот ты к извозчику сел и ты ему обязан, что он тебя везет, сиди, читай и чувствуй, какое ты есть … Вечное желание поставить другого на место…

Централизованное государство

и вымирающие города

– Мечтой российских правителей всегда было выстроить сильное централизованное государство. Тысячу лет его строили-строили и, наконец, построили, как говорил в мультфильме Чебурашка. Супер-, гиперцентрализованное государство, где все в Москве. Убывание в провинции, и в Саратове, я думаю, в первую очередь, за счет миграции. У моей дочери куча знакомых, из них на 80 % все саратовцы, у меня огромное количество в Москве знакомых саратовцев – потому что больше возможностей, больше денег, больше мест для работы.

Много к этому факторов: экономичес-

кий, бытовой, финансовый и гнилостно-административный, поскольку система наша до сих пор строится на выдвижении не самых умных, а самых бойких, пронырливых, хитрых, ловких, жуликоватых. Они в первую очередь по системе выдавливания начинают все более менее здоровое вокруг себя либо заражать, либо вытравливать, либо выпихивать куда подальше, к сожалению.

Это, конечно, чудовищно, потому что по сравнению с любой другой более менее развитой страной в Европе и особенно в Америке, где не чувствует себя человек ущемленным от того, что он живет в каком-нибудь Лос-Анджелесе, а не в Нью-Йорке или Вашингтоне.

Что плохо было от того, что в Саратове был театр АТХ? Город этим гордится. Иван Иванович Верховых не пропал, он работает в театре Фоменко, ему хорошо, городу – хуже. И не он один. Я бы триста раз подумал уезжать ли, были бы другие условия. Обидно, что много уезжают…

Писатель и его герои

– Маркес говорил, что писатель пишет одну единственную книгу всю жизнь. Да, наверное, я согласен, в общем и целом. Есть вектор, есть какое-то направление. Оно разветвляется, но стержень сохраняется, поэтому варьируешь персонажей, героев и т. д., и т. п. Если очень упрощенно говорить, допустим, Достоевский, что бы он ни писал, его всегда волновали одни и те же вопросы: вопросы вечной справедливости, вопросы вечной слезы ребенка, вопросы «если нет Бога, то все позволено», которые задавал его герой, вечные поиски идеального героя…

У меня тоже, наверное, с моей постоянной темой, касающейся того, что человек каждый день, каждую минуту выбирает. Мои герои находятся в состоянии выбора, это составляет содержание их жизни…

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=29112012003926&oldnumber=640