"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 37 (639) от 22.11.2012

Роскошь Общения

Каждый год – как последний

Лана СОКОЛОВА

29 ноября в Доме кино Саратовский джаз-оркестр «Ретро» откроет новый сезон «29 лет на эстраде» программой, в которую будут включены все лучшие произведения из репертуара оркестра, конечно же, Шульженко, Цфасман, Таубе, Рождественская, Орлова, Джанго Рейнхардт и Стефано Граппелли, классик скрипичного джаза Джо Венутти.

Почему же все-таки была выбрана столь нетрадиционная дата, ведь мы привыкли к больше круглым цифрам. «Потому что без финансирования огромные оркестры столько не живут, – констатирует Духовников. – Поэтому сейчас у нас каждый год как последний. 29 лет на эстраде – это достижение Саратова заметное».

С такой вот неоптимистичной фразы начался наш разговор с руководителем Саратовского джаз-оркестра «Ретро» Никитой Духовниковым. В помещении бывшего «Сельэнергопроекта» на Рахова и Посадского оркестр квартирует последние дни. Двадцать лет, проведенные в «Сельэнергопроекте», оркестр, по словам Духовникова, жил душа в душу с институтским руководством, проводились вечера отдыха, атмосфера царила творческая, институт был очень интеллигентный. Но здание купили москвичи, выпроводили прежних хозяев, и сейчас все площади сдаются в аренду. Здание, по мнению Никиты Александровича, для репетиционной площадки очень хорошее и функциональное, лучше, пожалуй, и найти сложно, но арендная плата, выросшая почти на сорок процентов, и для коллектива стала совсем неподъемной.

Два месяца назад Духовников уже писал министру культуры области Светлане Краснощековой письмо с просьбой выделить помещение в Доме офицеров. Из минкульта, правда, позвонили, поинтересовались, что конкретно нужно, и на том дело пока закончилось. Своей концертной площадки у оркестра тоже нет – работают там, куда пригласят, ведь ни для кого не секрет, что с концертными площадками у нас дело обстоит, прямо скажем, не очень, да и арендная плата тоже не мизерная, прибавим к этому выпуск афиш, что тоже требует определенных финансовых затрат. Например, в прошлом году регулярные, раз в месяц, концерты джаз-оркестра проходили на площадке Дома кино.

«А что же городские власти?» – задаем мы почти риторический вопрос. «Благодаря письмам многочисленных поклонниц в городское управление культуры на набережной этим летом было относительно много «заказов», – говорит Духовников. – Можно сказать, что нас немного поддержали. Я и губернатору написал с предложением профинансировать хотя бы пять благотворительных концертов в год, деньги от которых пошли бы на аренду нашего зала. А мы бы в свою очередь дали концерты для ветеранов под его патронатом. Пока это тоже на рассмотрении. Мне сообщили, что предложение отправлено к Россошанскому и Краснощековой. Но, видимо, быстро это не делается. Думают, взвешивают».

Приютить оркестр пообещали в Доме кино, на Октябрьской. Правда, помещение, предложенное музыкантам, совсем маленькое, да и зал оставляет желать лучшего, но на «беззалье» и этому можно уже порадоваться. Дело осложняется еще и тем, что для аудиозаписей, которые делает оркестр самостоятельно уже многие годы, а сейчас еще и видеозаписей, вузовские залы не подходят, нужно заведение «непрофильное», например, институт, завод, прокуратура…

И все же, несмотря на столь незавидное финансовое положение, оркестр умудряется выезжать на гастроли. Правда, два запланированных в прошлом году концерта в Москве сорвались по независимым от коллектива причинам. И тем не менее, ближайший концерт ко дню рождения Клавдии Шульженко в московском Доме ученых планируется на март будущего года. С выступлениями в Доме ученых у Духовникова связаны приятные воспоминания. После одного из концертов в зале ресторана, куда плавно перетекла достопочтенная публика, руководителю оркестра была устроена бурная овация. «Ради этого стоило жить», – считает Никита Александрович.

А что же наши местные рестораторы, некоторые из них даже реализуют всевозможные музыкальные, в том числе и джазовые проекты. У «Ретро» было подобное приглашение, но, к сожалению, единственное, видимо, оркестр пока не заинтересовал местных рестораторов.

Парадоксы от культуры

Несмотря на сложности, уровень профессионализма в оркестре как всегда на высоте. Остались именно преданные музыке люди, считает Духовников. Любители «добывания денежных знаков» отсеиваются из коллектива сами собой. «Воспитанные в советские времена люди, привыкшие получать зарплату за «приход» на работу, вне зависимости от качества игры, сейчас хотят получать по рыночным расценкам, а работать по-старому. Студийная запись как микроскоп выявляет все недочеты, – констатирует Никита Александрович. – Деградация музыкантов моего поколения – очень страшная штука. Семидесятилетние старики держатся, их рынок не поколебал, у них нет «раздвоения» личности, молодежь молодцом себя ведет, знает, что без качества сейчас не пробьешься».

Как-то Духовникову на «Эхе Москвы» задали вопрос о том, кто же поддерживает оркестр в Саратове. Ведь не секрет, что большинство музыкантов, певцов и актеров при первой же возможности стараются перебраться в столицу. «Да никто, – был ответ Никиты Александровича. – Власти лениво, равнодушно что-то предлагают… Ведь их зарплата и благополучие не зависят от того, сколько хороших музыкантов или артистов уедет из Саратова, – с сожалением говорит Духовников. – Культурой должны управлять представители элиты культурной. Если бы Лихачева или Юрия Лотмана сделать бы советниками при министре культуры, но с решающим правом «контрольного выстрела», сколько бы все могло измениться.

Я писал и министру культуры и в думу – самому сделать на своей базе маленькие десятиминутные радио- и телепередачи о классической популярной музыке от Моцарта и Кальмана до киномузыки, которая могла бы оторвать людей от попсы. В ответ получаю письмо о том, что мое предложение бороться с попсой подобными передачами противоречит Закону о СМИ, мы, мол, не имеем права вмешиваться в политику каналов.

Подумалось, а если каналы начнут гнать полную лабуду и разлагать общество, и тогда не будем вмешиваться? Мне кажется, что Дума и Правительство могут в рекомендательном порядке попросить радиоканалы десять минут в день в рабочий полдень давать хорошую музыку, чтобы приостановить культурную деградацию населения. Сейчас ведь президент страны уже заговорил об этом. Цели-то начинают ставиться, просто они медленно спускаются…»

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=22112012115043&oldnumber=639