"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 36 (638) от 15.11.2012

Худсовет

Экзотическое путешествие

Анатолий СВЕТИКОВ

Название цирка – «Сафари» говорит само за себя и как бы приглашает зрителей совершить удивительное путешествие в неведомую страну, полную чудес и тайн. Вы уже догадались, что речь пойдет о новой программе, которую привез в Саратов цирк «Сафари».

«Сафари» в переводе с суахили означает путешествие, которое начинается с парада-пролога «Суахили» (побережье), предлагающего зрителю перенестись на небольшой островок под названием цирк. Шаг за шагом вместе с артистами продвигаемся мы вглубь острова, открывая для себя классику цирковых жанров – иллюзию, фантасмагорическую «Сеть» акробатов на батуте, искусство жонглирования. Первое отделение пролетает почти незаметно, оставляя чувство предвкушения новых открытий.

Дрессура – один из наиболее привлекательных жанров, особенно для маленьких зрителей, ради которых чаще всего и мы и приходим в цирк. Дрессированными собачками вроде бы удивить уже сложно, но можно. Особенно если на глазах у зрителей опровергается мнение, что кошки и собаки терпеть не могут друг друга. Оказывается – могут, и не только терпеть, но и работать вместе в одном номере Алисы Нестеровой. Конкретный дворовый кот Масек самого что ни на есть «дикого» окраса лихо скачет на черном терьере, как заправский наездник. Скажем сразу, кот в импровизированном седле держится исключительно самостоятельно. Полосатый наездник выполняет номер с невероятным усердием, считая своей первоочередной задачей удержаться на лохматой «лошадке». Видимо, цирковые гены у кота с детства, ведь родился-то он ни где-нибудь, а в цирковом закулисье.

Аттракцион экзотических животных «Сафари» Елены Федотовой и Сергея Нестерова, можно сказать, испытывает второе рождение. Половина четвероногих артистов – премьерная молодежь; например, зебра выходит на арену четвертый раз, но догадаться об этом почти невозможно. Животные пока еще притираются друг к другу, «договариваются между собой», рассказала журналистам Елена Федотова. «Договариваться» – судя по всему, основное в работе дрессировщиков. Уверенностью и доверием к своему четвероногому партнеру можно объяснить то, что Сергей Нестеров работает с одним из старожилов труппы – леопардом Томасом – без сетки и в некоторых трюках без поводка. Создается впечатление, что на арене не опасный хищник, а огромный чеширский кот, разве что не улыбается во весь рот и не мурчит. Но таких котов, а именно так называет его Елена, единицы; можно сказать, что дрессировщикам повезло с этим уникальным экземпляром. В завершении номера Нестеров «легко» укладывает Томаса на плечи как меховой воротник, хотя вес и этого кота весьма внушительный.

Вторая часть «Сафари», если если условно разделить атракцион на две части, отдана пони, верблюду и зебрам. Восторг у детишек вызывает «игра в футбол» с зеброй. Ловили отбиваемые зеброй в зрительный зал мячи с не меньшим удовольствием и взрослые, на минутку почувствовав себя детьми.

Удивительно дело: на арене может работать одно животное, например, леопард или зебра, но создается впечатление, что оно занимает собой все пространство. Зрители настолько поглощены самим животным, что дрессировщика совершенно не замечают. «Мы в своем творчестве старались, чтобы нас было как можно меньше. Когда мы шили костюмы, требование к модельерам были такими, чтобы они (костюмы) не «перетягивали» на себя внимание. Дрессированные животные – это те же артисты, и на арене работают артисты-животные – это наше кредо», – объясняет сей «феномен» Елена Федотова. Работа животного на арене – «доминирующая позиция», – считают создатели аттракциона «Сафари».

Есть еще один интересный момент – та сама «договоренность» с артистами-животными. Когда смотришь на работу Федотовой, с удивлением замечаешь, что животные работают «с голоса» и не просто выполняют заученные трюки, а исполняют «характерные» роли.

«Мы пробовали разные способы работы с животными, – рассказала корреспонденту нашего издания Елена Федотова, – сейчас пробуем именно момент договоренности. Чем больше ты с ними договариваешься, тем больше агрессивные моменты сходят на «нет». И если уж возникают моменты немотивированной агрессии, то, конечно, их приходится иногда «жестко гасить», но это встряска для нас обоих и мы постараемся больше не возвращаться к ним, а будем договариваться. Все зависит от человека: как он расположит к себе животное, так оно и будет работать».

Сложно сказать, от какого из номеров получают большую порцию адреналина зрители – леопард на свободе или акробатический аттракцион «Московское время» (руководитель Вячеслав Черниевский). «Московское время» хотя немного и отличается по стилю от всего представления, но, тем не менее, удачно вписывается в концепцию «путешествия».

Команда цирка «Сафари» молодая, развивающаяся, но артисты очень трепетно относятся к своему делу. Как рассказала нам Елена Федотова, после представления почти все исполнители просматривают запись прошедшего, что само по себе уже говорит об отношении к работе, ведь любое творчество – это процесс, который невозможен без движения и изменений.

Пословица о том, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, как нельзя лучше подходит к программе «Сафари». Добавим, что с начала нового сезона, пожалуй, это самая сильная программа, что, несомненно, радует.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=15112012115632&oldnumber=638