"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 36 (638) от 15.11.2012

Эхо События

Экстатическое единение по-саратовски

18.11.2012

Юрий ЧЕРНЫШОВ

Наверное, придворные историки долго ломали голову, когда решали задачу: чем заменить «большевистский» праздник – день 7 ноября? Придумали, как им, видимо, показалось, неплохо. Вспомнили, что будто 4 ноября 1612 года народные ополченцы под предводительством Минина и Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов (кстати сказать, как сообщает сайт polishnews.ru, к своему национальному празднику – Дню независимости, который будет отмечаться 11 ноября, правительство Польши приняло достаточно жесткие поправки к законам о проведении массовых мероприятий). Дата не совсем точная, да кто же станет проверять? Зато близкая к 7 ноября, и подмена, думалось, произойдет сама собой. Ан, гладко было на бумаге… Сегодня, даже в 400-летний юбилей того события, мало кто считает, что эта дата должна символизировать единство русского народа. И потому, видимо, что дата круглая, власти ее собирались отметить с размахом.

Тем более что дате предшествовала сокрушительная «победа» «Единой России» на думских выборах. Да и «победу» Путина на президентских выборах следует занести на этот партсчет. По случаю столь счастливого совпадения в Нижний Новгород, цитадель народного ополчения и символ народного единения, собирался приехать даже сам президент. Но ожидания народа не оправдались. Власть, похоже, слегка отрезвела и благоразумно рассудила, что визит высоких лиц в символическую столицу народного единства может закончиться конфузом. Да так оно и было бы. Ибо «Русский марш», который состоялся в Нижнем, ознаменовался столкновением с полицией, избиением его участников и арестами почти полусотни из них. Очень наглядное «единство» получилось. Да если бы только в Нижнем апофеоз единства закончился подобной реакцией! Впрочем, столкновение явилось закономерным событием в свете появившихся сообщений о том, что Нижний Новгород – самый вымирающий город в России, который, по прогнозам экспертов ООН, к 2025 году потеряет 11,8 % своего населения в сравнении с 1990 годом. В свете знаменательной даты прогноз для колыбели единения выглядит очень символически.

Среди вымирающих городов есть и Саратов – второй после Новгорода и шестой в мире. Так, по данным ООН, в 1990 году население областного центра составляло 901 тысячу человек, в 2010 году – 822 тысячи человек, а в 2025 году прогнозируется уменьшение до 797 тысяч человек, то есть минус 11,54 % в сравнении с 1990 годом.

Но по части степени и темпов клерикализации наш город не уступит, надо полагать, ни одному городу мира. Только в нашем богоспасаемом городе, похоже, и могло появиться Обращение к жителям города, с которым выступила директор саратовского благотворительного фонда «Александр Невский» Вера Кузнецова. Его стоит процитировать, потому что примеров подобного дремучего консерватизма в нашем Отечестве больше не нашлось. Тем более что Обращение – это, по сути, клерикалистский Манифест нападок на оппозицию.

Вот с чем обратилась православная общественница:

«Я думаю, что те люди, которые хотят выйти на улицу 4 ноября (оппозиционеры), просто не знают историю родной страны. День народного единства – это праздник Казанской иконы Божией матери, а также праздник примирения и согласия. Во времена Смуты на улицы уже выходили, выражаясь современным языком, оппозиционеры. Не стоит забывать, что именно они примкнули к польскому войску и к тем, кто выступал против того, чтобы Россия была единым государством. Мы все знаем, чем все это завершилось. Для меня, как для человека, занимающегося общественной работой, для человека православного, приемлема только такая позиция: это праздник, когда мы можем друг друга простить и объединиться. Мы должны вместе и дружно сосуществовать, чтобы наши дети и внуки мирно жили в нашей стране без потрясений. Я призываю всех 4 ноября прийти на крестный ход в честь Казанской иконы Божией матери, а не посещать различные оппозиционные «междусобойчики», направленные на разъединение нашей страны» (http://www.vzsar.ru/news/2012/10/31/saratovskaya-obschestvennica-prizyvaet-ne-hodit-na-akcii-oppozicii.html).

Крестный ход в Саратове, естественно состоялся. И не только в Саратове, но и в других городах. Угодничество перед властью, демонстрируемое этими «ходами», порой перехлестывало все нормы подобострастия, приличествующие светскому государству. Так, после крестного хода в Петербурге Путина во время молебна назвали «высокопревосходительством». Получилось почти: «Боже, царя храни!».

Не могу судить, как глубоко знают историю страны оппозиционеры, но то, что проповедниками крестного хода напрочь забыта кровавая страница истории – попытка «единения» – 9 января 1905 года, закончившаяся расстрелом мирного шествия, среди которого были и дети, – это очевидно. Так же, как для меня очевидно, что проповедники клерикального единения не задавались вопросами: почему Господь, который всемогущий, не отвел тогда ружья убийц, не прекратил кровавой бойни? Или все и творилось по воле Божьей? А если бы помнили и задались бы этими вопросами, то, возможно, и задумались бы, а не берут ли они на себя миссию священника Гапона?

И не следует считать эти вопросы кощунственными. С тех пор, как я эти вопросы задал себе и не получил ответа, так стал атеистом.

Да, у нас пока не стреляют в демонстрантов. Лишь задержали участников несанкционированных «Русских маршей» в Петербурге, Казани и Нижнем Новгороде. Лишь гуманно попотчевали дубинками, повыламывали руки (это мог видеть любой в прямом эфире Интернет-сайтов), поиздевались в «обезьянниках». Замечательное «единство» получилось. Оно надолго запомнится. Будет помниться и тогда, когда сменится этот режим.

Саратов же продемонстрировал многообразное понимание этого «единства», прости, Господи! Власти даже провели торжественные мероприятия, посвященные патриотическому воспитанию саратовцев. Этот день отметили самым большим в России танцевальным арт-мобом. Организаторами фестиваля выступили МБУ «Городской молодежный центр» совместно с комитетом по образованию при поддержке Движения национального успеха «РОССИЯ – ЛИДЕР» (слова-то все какие жизнерадостные!). На площади Революции, то есть – Театральной, «поартмобили» детишки, видимо, МГЕРОвцы, изобразив собой трехцветное сердце. Известный лидер молодежной массы, депутат городской думы Василий Артин побахвалился с трибуны: «У нас получилось. Вся самая лучшая молодежь – в Саратове. Саратов – лидер! Россия будет лидером, если у нас такая молодежь!». Он, видимо, не знаком с экспертной оценкой ООН Саратова как вымирающего города. Для тех, кто знаком, маразматичность происходящего – очевидна.

Самым же заметным мероприятием в день народного единства стал, пожалуй, «Русский марш», собравший по разным оценкам до нескольких сотен человек. Во главе шествия шли представители «Народного ополчения имени Минина и Пожарского». Любопытно, что одним из лозунгов, который скандировали участники марша, стал лозунг «Русский – значит трезвый!». Что явилось своеобразным ответом на решение Новосибирского суда, признавшего месяцем раньше лозунг «Русский, не пей!», среди прочих, экстремистским! (Решение опубликовано на официальном сайте Новосибирской прокуратуры 21 сентября (http://www.prokuratura-nso.ru/news/news_1951.html)

Это решение вызвало бурю откликов в Интернете и, конечно, не смогло прекратить использования идентичных призывов ни на одном «русском марше». А и на самом деле, к кому еще обращаться с подобным призывом – не к мусульманам же… Им и без того Аллах запретил употребление алкоголя.

Газета «Русская правда» от 14 октября, одна из тех, что разместила решение Новосибирского суда, так отозвалась на него: «Вы хоть поняли СУТЬ новосибирского судебного решения?? Теперь, если Вы проводите трезвенническую пропаганду – Вы тем самым «пропагандируете неполноценность лиц еврейской национальности» и «побуждаете к действиям против евреев как этнической группы, иудаизма как религиозного течения, а также представителей государственной власти Российской Федерации».

Это ведь страшно. На самом деле страшно. Вдруг русские перестанут пить и поймут, наконец, кто их уничтожает. Это ведь самый настоящий экстремизм получается – для властей. Вот лозунг «Русский, пей, колись, вешайся» – это вполне нормально будет. Нехорошо, наверное, но вполне политкорректно и толерантно.

Нужны ли еще комментарии?...

Отклик – синдром общественных настроений, он – скорее радикальный, чем объективный, но и с этим обстоятельством необходимо считаться.

А комментариями стали лозунги участников марша в Саратове. Они скандировали: «Вперед, Россия, мы с тобой!», «Русский – значит трезвый», «Россия – для русских, Саратов – для славян», «Пока мы едины, мы непобедимы». На митинге после марша ораторы клеймили «антинародную власть и ее антинародную политику», продолжение приватизации и капитализм в целом, как «источник всех возможных пороков». А в Резолюции излагались призывы к «ликвидации антинародного режима», введению визового режима со странами Средней Азии, приданию русскому народу государствообразующего статуса, отмене «политических» статей УК РФ и освобождению всех политических узников.

В этот же день и почти в то же время у памятника Кирову в Саратове состоялся антифашистский пикет, в котором приняли участие около 40 человек. В нем участвовали активисты леворадикальных объединений города: Автономного действия, Российской маоистской партии, Российского социалистического движения, Левого фронта, а также беспартийные саратовцы, в основном студенты. Пикету предшествовали задержания активистов антифашистского движения.

Целью акции, по словам ее участников, явилось «выражение протеста жителей Саратова против радикального национализма и ксенофобии, а также против участия ультраправых в общепротестных акциях, эксплуатирующих социальные проблемы в своих интересах и для разжигания межнациональной и межрелигиозной розни». Под ультраправыми подразумевались, видимо, и участники «Русского марша».

В ходе пикета активисты выкрикивали лозунги «Смерть фашизму всех мастей, от подворотен до властей!», «Нет фашизму и капитализму!», а также высказывались за скорейшее освобождение полит-заключенных-антифашистов. Нетрудно ви-

деть, что некоторые из этих лозунгов очень

напоминали те, что звучали и на «Русском марше». Странно, разумеется, но в некоторых вопросах «единение» состоялось. Как и «разъединение» Вот что написано в одной из листовок: «Пока наци разделяют, чиновники и капиталисты властвуют». А также: «Если трудящиеся осознают, где их главный враг и организованно выступят против политики капитала, то уже никакая сила не спасет капиталистов. Поэтому чтоб не лишиться всего, буржуазии нужно сделать рабочему классу прививку от классовой борьбы. И такая прививка есть – это национализм. Ультраправые идеи как нельзя лучше подходят для отвлечения внимания от действий правительства и создания среди рабочего класса атмосферы недоверия и разобщенности… Националисты максимально стараются уйти от решения насущных проблем большинства населения. Не затрагивают тему приватизации медицины и образования, постоянного удорожания жизни, полицейского беспредела и не говорят, как наполнить бюджет. Сейчас рабочие, служащие и учащиеся Европы борются массовыми забастовками против грабительских планов своих правительств. Не за горами тот день, когда и российским рабочим придется выбрать: либо организованная борьба, либо десятилетия рабства и бесправия. А что рабочим предложат фашисты? Разделиться на «местных» и «приезжих», чтоб дальше легче было разбить их по частям. «Разделяй и властвуй» – старая как мир формула».

После столь разнообразного и бурного «единения», состоявшегося 4 ноября, демонстрация и митинг, организованные 7 ноября коммунистами в честь 95-летия Великой Октябрьской Революции, явились заключительным аккордом, окончательно похоронившим мечты властей о всеобщем лобызании под окропления православных иерархов.

И стало ясно, что пора что-то с этим делать, пока дни от 4-го до 7-го ноября не превратились в какое-то массовое маразматическое безумие.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=15112012114727&oldnumber=638