"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 31 (633) от 04.10.2012

Велосипед как альтернатива

04.10.2012

Юрий ЧЕРНЫШОВ

Большому кораблю – большое плаванье, большому городу – большие проблемы. Одной из больших проблем Саратова, рожденной в последние годы вследствие резкого увеличения личного автотранспорта, стала проблема обеспечения безопасности велосипедного движения в городе. Проблема обостряется с каждым годом, так как растет как количество автомобилей в личном пользовании, так и число желающих воспользоваться велосипедом для передвижения по улицам города.

И те, и другие используют одни и те же городские транспортные магистрали – улицы. Правда, велосипедисты, желая обезопасить себя от лихих автомобилистов, используют для передвижения и тротуары, вынуждая при этом увертываться от них пешеходов.

Вторая неприятность для велосипедистов та, что в городе нет ни одной оборудованной велостоянки. Словом, прогресс привел к тому, что на городских улицах стало плохо всем. И решать эту проблему нам приходится не первым.

Западные города давно нашли выход: выделили и обозначили для велосипедистов специальные велосипедные дорожки. И не только на проезжей части дороги, но и на широких тротуарах. Наши городские, да и федеральные власти, по заведенному обычаю, не торопятся осознать проблему и решить ее. И тогда появляются общественные инициативные группы, самостоятельно разрабатывающие проекты таких велодорожек и планы реализации этих проектов.

Появилась такая группа и в Саратове. В минувшую субботу по призыву, опубликованному на сайте ВКонтакте «Велодорожки в Саратове», на Театральной площади съехались велосипедисты для обсуждения хода продвижения такого проекта. Инициатором встречи стал студент 6-го курса СГТУ Антон Битюков. О его усилиях и инициативе по совершенствованию транспортной инфраструктуры города газета писала в предыдущем номере в материале, посвященном проекту создания саратовского метро или скоростного трамвая. На этот раз речь шла об ином виде транспорта. Антон представил схемы расположения велодорожек и велостоянок и пояснил, что материалы переданы в комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации Саратова, председателем которого является Александр Кискин, и что в ближайший четверг состоится обсуждение этих материалов. Так что, дорогие, читатели, в то время, когда вы будете читать этот номер газеты, возможно, и будет проходить совещание, с перспективой стать, так сказать, судьбоносным для саратовских велосипедистов.

Инициатива саратовцев оказалась как никогда вовремя. Проблему осознали уже и депутаты Государственной Думы. 23 сентября председатель комитета Госдумы по транспорту Сергей Шишкарев сообщил, что в комитете разрабатывается законопроект о велосипеде как альтернативном городском виде транспорта. Ожидается, что законопроект может быть вынесен на обсуждение комитета уже в октябре, после чего – в случае его одобрения – внесен на рассмотрение в Госдуму. Депутаты надеются, что придание велосипеду приоритета позволит не только создать удобства для велосипедистов и повысит их безопасность, но и, хоть частично, решит более серьезную проблему: засилья автомобилей в городе, ведущего к пробкам (к слову, сегодня, благо, многие располагают всяческими "продвинутыми" мобильными устройствами, куда без проблем можно установить различные, к примеру, приложения для Андроид с картой города и отследить состояние загруженности на дорогах) и катастрофическому ухудшению экологии городской среды. «Если даже только часть людей пересядет из автомобиля на велосипед, то проблема московских пробок, хотя и не будет полностью разрешена, однако сильно изменится в лучшую сторону», – считает Шишкарев.

Это в равной степени можно отнести и к Саратову. По случаю отмечаемого 23-го сентября Всемирного дня без автомобиля, сам Шишкарев приехал на работу в Госдуму на велосипеде. Разъясняя ситуацию с принятием нового закона, уже условно названного «О велосипеде», Шишкарев сказал: «Тема, которая связана с улучшением ситуации для движения велосипедистов, и, может быть, не только велосипедистов, но владельцев каких-то моторных средств, скутеров, такой техники, на которой можно передвигаться по Москве, в общем-то, витает в воздухе давно. Но идея выкристаллизовалась непосредственно 22 сентября, когда я сам лично принял участие в международной акции, которая проходит каждой год осенью, в международный «День без автомобиля». Я обратился с призывом к своим коллегам и собственным примером решил показать москвичам, что все-таки по Москве на велосипеде ездить можно. Приехал в Думу на работу и вечером уехал из Думы тоже на велосипеде. Не могу сказать, что эта акция вызвала большую поддержку. Наверно, действительно потому, что сегодня передвигаться на велосипеде в Москве просто опасно. Поэтому та законодательная инициатива, которую мы готовим, будет, конечно, связана с изменениями в закон «О безопасности дорожного движения». А будет в этом законе подразумеваться, что мы каким-то образом проработаем обязательность для муниципальных образований предусматривать выделенные трассы и выделенные полосы и для движения велосипедистов, и для общественного транспорта. Изменение в закон будет носить комплексный характер, будет обязательно затрагивать тему парковок, в том числе и для велосипедов. Естественно, приоритеты в движении, потому что, если говорить о европейском опыте, то там все эти нормы существуют, все эти преференции для велосипедистов созданы, и такая формула житейская существует, что всегда велосипедист на дороге прав. То есть ему создаются все  преимущества».

Думаю, Шишкарев – не единственный чиновник, который при подходящих условиях готов пересесть с автомобиля на велосипед. Во всяком случае, единственный чиновник высокого ранга, с которым мне довелось пообщаться на эту тему – министр общественных отношений Борис Шинчук, выразил полностью поддержку инициативе саратовских энтузиастов и даже намерен самолично передвигаться на работу на двухколесном транспорте.

Надо сказать, что далеко не все велосипедисты горой стоят за новый закон. Велики опасения, что у нас, как всегда, перегнут палку и вместе с велодорожками и велостоянками обременят самих велосипедистов такими условиями – вплоть до регистрации велосипеда (с оплатой, конечно, оформления) и штрафов за пересечения линии велодорожки, что только и останется сказать: «Ну вот, опять: думали, как лучше, а получилось – как всегда!». Остается надеяться, что у саратовских законодателей хватит ума, чтобы обойти черномырдинский императив.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=4102012124339&oldnumber=633