"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 31 (633) от 04.10.2012

Пресс-Клуб

О премьерах сезона и прочем

05.10.2012

Лана СОКОЛОВА

В преддверии открытия нового, 210-го театрального сезона театр оперы и балета по традиции собрал на пресс-конференцию журналистов с участием нового директора театра Рината Мухамедьярова и бессменного худрука Юрия Кочнева.

В новом театральном сезоне саратовцев, конечно же, ждут несколько премьер (как же без них), а также новые проекты, из которых г-н Мухамедьяров выделил следующие: просветительский инновационный творческий проект «Музыкальный театр детей и молодежи», всероссийский конкурс поэзии «Мелодии и ритмы», международный молодежный конкурс – выставка художественного творчества «Будущее российского балета», посвященного 85-летию саратовского балета, и концерт к 140-летию Федора Шаляпина.

Также театр оперы и балета начнет реализацию федеральной программы «Доступная среда». Изменения произойдут уже к концу декабря, что даст возможность людям с ограниченными возможностями наконец-то попасть на спектакли. Театр обзаведется пандусами, в фойе появятся подъемники и комната отдыха, а в амфитеатре – места для колясочников, тактильные обозначения для слабовидящих, специальная аудиоаппаратура для глухих и информационное табло. Администрация театра также обещает переоборудовать билетные кассы для удобства инвалидов – как видим, работы предполагаются весьма масштабные.

Театр, участвуя в областной целевой программе развития культуры на 2013–2017 гг., конечно же, рассчитывает на финансовую поддержку областного бюджета в реализациина собственных проектов. В рамках федеральной целевой программы «Культура России на 2013–2018 гг.» театральный оркестр может пополниться новыми инструментами на весьма солидную сумму в 7 млн руб. Новый директор надеется, что все эти грандиозные проекты удастся выполнить.

Коротенько огласив перечень проектов, г-н Мухамедьяров передал слово Юрию Кочневу, предоставив худруку рассказать подробнее о творческой стороне театральной жизни.

Задача театра, по мнению Юрия Кочнева, состоит в том, чтобы создать такой репертуар, который бы представлял во всей полноте огромный пласт оперного искусства, существующего на сегодняшний день, чередуя широко известные произведения с мало знакомыми, но, тем не менее, входящими в число мировых шедевров. Так, например, прошлый сезон был отмечен премьерами «Тайного брака» Чиморозо и «Мадам Баттерфляй» Пуччини.

В этом сезоне череду премьер откроет опера для детей Леонида Вайнштейна «Кот в сапогах». Привлечение юных зрителей – одна из задач театра, поскольку в репертуаре на сегодняшний день, по мнению г-на Кочнева, балетов для детей гораздо больше, чем опер. Работа над спектаклем уже началась, и в новогодние каникулы юных зрителей ждет первая премьера сезона. Над постановкой спекталкля работает петербургский режиссер Дарья Жолнерова.

В будущем году балетоманов ждет премьера балета Феликса Мендельсона «Сон в летнюю ночь», над которым работает Кирилл Симонов (Санкт-Петербург), уже знакомый саратовцам по работе прошлого сезона – «Дон Кихоту» Минкуса. Постановка Симонова, по словам Юрия Леонидовича, будет совершенно иной по интерпретации сюжета и лексике балетного театра. Для артистов саратовского балета, работавших в основном с классическими балетами, знакомство с новым, немного непривычным материалом, станет попыткой современным языком танца рассказать хорошо известный шекспировский сюжет. «Сон в летнюю ночь» сможет, по мнению худрука театра, привлечь не только внимание любителей балета в Саратове, но и всей России, поскольку в последнее время постановок российских балетмейстеров не так уж много. Например, в последних фестивалях «Золота маска» даже ведущие российские театры представляют переносы постановок выдающихся зарубежных балетмейстеров. Приблизительный бюджет спектакля около 3 млн рублей; по словам директора театра, в среднем подобная постановка обходится несколько дороже – в районе 5 млн, так что можно сказать, что «Сон в летнюю ночь» станет вполне бюджетным спектаклем.

2013 год – год двух больших юбилеев выдающихся композиторов – Рихарда Вагнера и Джузеппе Верди. В репертуаре саратовского театра на сегодняшний день четыре оперы последнего. Вагнеру же повезло чуть меньше, хотя он ставился на саратовской сцене театра, и, как считает Юрий Кочнев, с большим успехом, но по разным причинам, видимо, не прижился, судя по афишням стендам. Наиболее удачной постановкой для театра был «Лоэнгрин» Вагнера. Последним и менее удачным дачным, по мнению худрука, стал «Тангейзер», прозвучавший в 1999 году на Собиновском фестивале и продержавшийся в репертуаре всего два сезона.

В настоящее время планируется постановка еще одного произведения Вагнера, которое Россия не видела более века, – оперы «Риенци. Последний трибун Рима», принесшей мировую славу композитору. Впервые опера была поставлена в России в 1879 году, с этого времени прецедентов постановки этого произведения на российской сцене не было. Так что опять мы впереди «планеты всей».

По словам Юрия Леонидовича, несмотря на то, что действие происходит в почти шесть веков назад Риме, произведение актуально и сегодня, поскольку затрагивает политические проблемы отношений между лидером и парламентом. «То, что мы наблюдаем сегодня, когда дума борется с губернатором и т. д., все это происходит в опере «Риенци», только несколькими веками раньше, – считает Юрий Леонидович. – Очень интересно, когда такие сюжеты сталкиваются с современностью». Еще одним примером такого столкновения была приведена недавняя «Орестея», в которой г-н Кочнев усмотрел «проблему терроризма на материале древних греков».

На постановку «Риенци» планируется пригласить Алексея Степанюка. Весьма вероятно, что художественную часть возьмет на себя Семен Пастух, работавший в спектакле «Волшебная флейта»; по крайней мере, его кандидатура рассматривается руководством театра.

Еще одним большим проектом театра станет юбилей Федора Шаляпина в феврале будущего года. Фонд Таланты мира обратился к театру с предложением сделать концерт басов России, проживающих как на территории России, так и за ее пределами. Первый концерт, 11 февраля, планируется в Саратове, а 13-го, в день юбилея знаменитого русского баса, – в Москве, с оркестром Саратовского оперного театра и басов Верина и Григорьева. При благоприятных условиях в планах театра концертный басовый тур по городам и весям России. Пока же проект находится в стадии обсуждения.

Недавно, как мы помним, у нас был на гастролях Карельский театр. Журналистов интересовало, планируют ли саратовцы ответный визит и каковы в планах театра межгастрольные обмены. Отвечая на вопрос, Юрий Леонидович рассказал о приглашении на международный оперный фестиваль в Бангкоке. Правда, для реализации этого проекта понадобится не больше, не меньше как 4 млн рублей, которых, естественно, у театра нет. Большая часть средств уходит на постановки, и положение театра не слишком радужное в этом году. «Для бюджета солидной области это не страшная цифра, – считает худрук театра. – Все дело в том, как относиться к культурным акциям, что является приоритетным…». Понятно, что Таиланд – это вам не Карелия, и уж если показывать себя, так на мировом уровне.

И немного о приятном. Театру выделен правительственный грант в размере 87 млн рублей ежегодно в течение трех лет. Все документы, по словам Рината Мухамедьярова, уже подписаны и театр с нетерпением ждет поступления денег. О том, что же для театра грантовыделение, подробно рассказал худрук театра, начав с истории правительственных грантов для театров.

Первыми среди федеральных театров гранты получили новосибирцы и свердловцы, что позволило увеличить зарплату артистам почти в два раза по сравнению с другими провинциальными театрами. «Когда возникают такие диспропорции по всей России, трудно удержать контингент актеров, талантливых певцов, которые начинают за этим грантом постепенно переезжать из города в город», – посетовал Юрий Леонидович. На сегодняшний день к числу грантополучателей прибавились, помимо нашего театра, еще и ростовчане. Правда, сколько времени понадобиться для того, чтобы уровнять все театры, сказать сложно.

И последнее нововведение театра – маркировка возрастного ценза на афишах. Насколько сие необходимо – покажет время. Но вполне возможно, что эта мера станет своего рода ориентиром для родителей.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=4102012124225&oldnumber=633