"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 31 (633) от 04.10.2012

Худсовет

Путешествие в детство

Светлана ТЕНЕТКО

Новый сезон «Свободный театр» (или театр-студия «Белая ворона», как себя теперь называет костяк театра) открыл в минувшую субботу спектаклем по рассказу Василия Аксенова «Рыжий с того двора».

Премьера «Рыжего…», по задумке директора дома-музея Аксенова в Казани Ирины Аксеновой (однофамилицы писателя) и саратовского «Свободного театра», должна была состояться в день празднования юбилея писателя в августе этого года в Казани на площадке дома-музея. Спектакль был уже готов и билеты куплены, но… За празднование юбилея взялась Москва и, как говорится, «наступила песне на горло» – в проведении «Аксенов-феста», по мнению режиссера «Свободного театра» Ии Воробьевой, как-то не предполагалось «непроверенного материала». Потому первый спектакль по Аксенову «обкатали» на саратовцах. И все же казанский зритель, пусть и чуть запоздало, но увидит «Рыжего…». Саратовцы сыграют его 20 октября, правда, не на открытой площадке, как планировалось (октябрьская погода не слишком располагает к этому), а в ресторанчике недалеко от аксеновской усадьбы.

«Если человек хочет хоть что-нибудь понять про жизнь целого поколения русских людей, тогда называвшихся советскими (даже нескольких поколений от середины 1950-х и едва ли не до нашего времени; про то, как они были устроены, как они прожили молодость и в каком-то смысле – куда они делись, что они думали, какие у них были заблуждения, вкусы и так далее), – то надо читать Аксенова. Перефразируя известное выражение, Аксенов – это энциклопедия русской жизни. Человек, который не только зафиксировал три поколения нас – советских, а потом и русских горожан, но и в большой степени нас создал» – эти строчки писателя и публициста Александра Кабакова точнейшим образом характеризует произведения Василия Аксенова и, пожалуй, то, что увидели зрители, пришедшие на премьеру «Рыжего…».

Происходящее на сцене представляет одновременно событие прошедшего и настоящего, но без четкого разграничения. Это как две параллельные реальности, существующие в одном измерении. Но даже неподготовленному зрителю (не читавшему рассказ) достаточно нескольких минут, чтобы «войти» в это причудливое сплетение воспоминаний художника Петра (Роман Зотов) и событий, происходящих с ним в настоящем. Ощущение сходства с фантастическим фильмом добавляют появляющиеся в ширме руки с ножами и вилками, создающие иллюзию вечерней ресторанной жизни.

Ресторан, в котором мы находим Петра, вдруг внезапно исчезает, и мы оказываемся в военной Казани, «на улице Карла Маркса, бывшей Большой Грузинской, напротив туберкулезного диспансера, бывшего губернаторского дворца, в большом деревянном доме, бывшем особняке инженера-промышленника Жеребцова», и соседний двор, в котором жил Рыжий (Кузьма Воробьев).

Кинематографичности этому прочтению рассказа в лицах добавляют появляющиеся на сцене то женщины из военного детства Петра, то официантки и посетители ресторана (Татьяна Рузымуратова и Заура Исмаилова), возвращающие нашего героя и зрителей в настоящее. И наконец, появление Рыжего, ставшего уже взрослым (Евгений Зитев) и на первый взгляд уже подрастерявшего свою «рыжесть», и Аськи (Ирина Загранная) – той самой Аськи, из-за которой они дрались с хулиганами с лихой Подлужной.

На наш взгляд, Рыжий Воробьева – абсолютно точное попадание в образ. Вопросов, почему Рыжий не возникает, даже когда видишь абсолютно не рыжую шевелюру – ведь «рыжесть» это вовсе не цвет волос, а что-то гораздо большее, то, что очень сложно описать словами, внутреннее состояние души. И глядя на взрослого Рыжего, трудно представить, что он «носился, как рыжий бешеный кот, а может быть, даже как рысь». Образ Рыжего в детстве получился наиболее запоминающийся и яркий. Можно с уверенностью сказать, что дебют Кузьмы Воробьева в большой роли оказался весьма удачным.

Вроде бы Петра можно назвать главным героем, поскольку повествование идет от его имени, но нам показалось, что Рыжий в детстве все же был более ярким и естественным.

Роману Зотову, на наш взгляд, немного не хватило детской бесшабашности, мальчишества для Петра в детстве.

Прошлое, настоящее – все причудливо перемешивается на сцене и заканчивается внезапно странной фразой официанта: «Мы были информированы заранее. Встречи друзей детства всегда кончаются таким образом».

Картины сменяются с быстротой кадров киноленты, спектакль закончен, а зрительный зал еще там, в «фильме», и ждет продолжения… и слегка недоумевает – это конец?

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=4102012124140&oldnumber=633