"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 30 (632) от 27.09.2012

Фестиваль

«Саратовские страдания»: итоги и надежды

Светлана ТЕНЕТКО

Девятый фестиваль «Саратовские страдания» завершился 20 сентября вручением наград победителям на сцене Нового ТЮЗа. По большей части о фестивале мы рассказали в прошлой нашей публикации (см. «Богатей» № 29 (631) от 20.09.2012 года). Осталось огласить список призеров и рассказать немного о том, что осталось «за кадром».

На девятых «Страданиях» финский фильм «Твоя навсегда» (автор сценария и режиссер Миа Хальме, оператор Петр Флинкенберг), помимо гран-при приз губернатора Саратовской области «Саратовская гармония», получил еще одну награду – приз имени Владислава Микоши лучшему оператору.

Вручая награду представителю финских документалистов (не все участники смогли приехать на фестиваль), председатель жюри Вадим Абдрашитов отметил, что все двадцать конкурсных картин можно назвать качественным документальным кино, с чем, собственно, можно поздравить и «Страдания». По мнению Вадима Юсуповича, «это очень показательный момент, потому что фестиваль должен иметь такой авторитет, такое обаяние, что продюсеры, производящие компании, страны, государства, отдельные авторы отдают свои лучшие картины. (…) Не всякий крупный фестиваль международного документального кино может этим гордиться», – такова оценка мэтром «Саратовских страданий».

Символ Саратова и приз «Страданий» «Из Саратова с любовью» – саратовская гармошка – в этом году отправилась в Ирак за фильм «В объятиях моей мамы» (авторы сценария и режиссеры Атья и Мохаммед Аль-Дараджи).

Спецприз «волшебный фонарь» от киноклуба «Волшебный фонарь» «За самое точное попадание в жанр» получил фильм Малгожаты Голишевска «Такие птицы» (Польша). Малгожата призналась корреспонденту нашего издания, что не это ее первый крупный фестиваль. А то, что ее фильм попал в число призеров, стало для девушки полной неожиданностью: «Я не верю, что мой фильм получил приз, я уже рассказала маме, бабушке. Они так счастливы…», – повторяла Малгожата после вручения «волшебного фонаря». Это было так искренне и трогательно…

Понятно, что у жюри свои критерии оценок, но поскольку документальное кино, как и любое другое, – это для зрителей, а зрительские симпатии не всегда могут совпадать с мнением даже самого авторитетного жюри. В этом году, по словам представителей пресс-центра, листков для голосования (которые получали зрители после просмотра каждого фильма) было очень много, что говорит не только о посещаемости, но и об активности зала. Баллы, которые набирали фильмы, порой были больше сотни, хотя максимальный балл – пять.

Зрительское голосование особенное – зритель голосует за то, что его «зацепило», не оставило равнодушным. История, рассказанная в «Скале» Рауля Сантоса (Испания), получила наибольший эмоциональный отклик, возможно потому, что ее можно рассматривать вне времени и без относительности к двум конкретным «враждующим семьям».

Наше издание является пресс-спонсором фестиваля уже не первый год, а в этом году мы выступили как учредители своего приза фильму Анны Драницыной «Волосы», Санкт-Петербург. История о маленькой парикмахерской, рассказанная в нем, могла произойти не только на Моховой, но и в любом из «спальных» районов Саратова.

У любого фестиваля, как у медали, две стороны. Одна, назовем ее творческой, – это показы, выставки, мастер-классы, встречи, формальное и неформальное общение. Успеть охватить все почти невозможно. Но думается, что каждый участник и зритель на «Страданиях» находит для себя что-то свое, особенное, так же, как зритель находит «свой» фильм, историю (одну или несколько), наиболее близкую только ему.

Фестиваль – это не только праздник кино, он позволяет порой другими глазами взглянуть на город. «Мы (фестиваль) – часть города, если нет города – нет нас», – считает директор фестиваля Татьяна Зорина.

Наряду с тем, что город обновляется, многие гости отмечали, что есть ощущение «уходящей натуры», уходящей красоты, многие дома, представляющие порой невосполнимую ценность, разрушаются. В повседневной спешке мы редко замечаем эту красоту и вспоминаем об утраченном, когда натыкаемся взглядом на очередную «точечную застройку». Чтобы «страдания» воспринимались только в кавычках, может быть, нужно посмотреть на свой город другими глазами…

В будущем году «Страдания» выйдут на саратовский экран в десятый раз, но организаторы не разделяют фестивали на юбилейные и обычные – каждый фестиваль отрабатывается творческой группой единственный в своем роде. На сегодняшний день у организаторов возникла идея запечатлить «уходящую натуру» саратовских улиц на кинопленку документалистов-любителей. Именно любителей, а не профессионалов, подчеркнула в разговоре Татьяна Викторовна. Возможно, перед юбилейными «Страданиями» будет проведен конкурс таких любительских фильмов о Саратове, дабы увидеть, что мы уже потеряли, и что еще можно как-то спасти.

Вторая сторона любого фестиваля скрыта от взора участников и гостей и с закрытием она не заканчивается, а продолжается. Когда праздник заканчивается, начинаются «суровые» будни подсчетов расходов, сведения «дебета с кредитом». Так что, говорить об итогах, считают организаторы, пока еще рано.

И все же уже есть несколько писем от участников со словами благодарности: «Отличный был фест! Очень душевный, такого «в Европах» не бывает. Программа мне тоже очень понравилась, ни одного «проходного» фильма» (Анастасия Винокурова, Германия); «…Ваши ребята проявили такую заботу обо мне, что почувствовал себя как дома. С нетерпением жду нового фестиваля в Саратове» (Рауль Сантос, Испания).

Параллельно с подведением итогов прошедшего фестиваля «Саратовские страдания» готовятся к «творческому» десанту на Мюнхенский «ДОК.фест» и к десятым, юбилейным «Страданиям». Но это уже другая история.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=27092012120305&oldnumber=632