"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 30 (632) от 27.09.2012

Хроника несбывшихся надежд

По материалам интернет-портала www.opklare.ru 8 января 2011 года

Скоростной трамвай в Саратове строился в 1960–1970-х, но достроен так и не был. В последние годы существования СССР были одобрены некоторые проекты строительства линий метрополитена, которые также не были реализованы. С тех пор городские власти неоднократно заявляли о необходимости создания в Саратове скоростного транспорта, эта необходимость была зафиксирована в генеральном плане города, однако не были сделаны даже проекты. В конце 2000-х – начале 2010-х годов обсуждение путей развития скоростного транспорта в Саратове усилилось и продолжается сейчас, появилось общественное движение «Саратовцы за метро».

До 1991 года: В начале 1960-х годов в газетах было объявлено о том, что уже готовы три проекта скоростного трамвая – киевского, волгоградского и саратовского. Основой скоростной трамвайной линии в Саратове должен был стать маршрут № 3. С 1962 года начались работы по перестройке этой линии. В районе Стрелки был построен двухпутный стальной мост над железной дорогой. В 1963 году началось строительство двухпутной линии после 6-й Дачной, летом 1964 года она была доведена до 8-й Дачной, однако «подушку» под второй путь успели довести до 10-й Дачной. В 1970-х годах строительство застопорилось, некоторые построенные объекты законсервировались, были восстановлены старые и созданы некоторые новые остановки, во многих местах возобновлено ранее отмененное движение через трамвайные пути. Скоростной трамвай так и не был построен.

1991–2009 гг.: Вновь зазвучала тема строительства метрополитена в Саратове при Дмитрии Аяцкове. Однако из-за финансовых и геологических проблем метрополитен вновь не был построен.

24–28 мая 1999 года в Саратове проходило межрегиональное совещание «Саратов сегодня и завтра. Пути развития города в XXI веке». На нем был озвучен проект транспортной схемы Саратова. Кроме всего прочего, в нем был заложен проект саратовского метрополитена, подкрепленный исследованиями пассажиропотоков.

В 2004 году Юлий Кондюрин, преподаватель кафедры мостов и транспортных сооружений Саратовского государственного технического университета, в соавторстве с Ю.В. Струнковым, опубликовал работу «О проекте метрополитена в городе Саратове».

В 2007 году группа санкт-петер-бургских проектировщиков предложила проект планировки микрорайона № 1 Новосоколовогорского поселка, в котором, в числе прочего, было предложено создание скоростного электрического транспорта вдоль Усть-Курдюмского шоссе.

8 октября 2007 года главный архитектор Саратова Владимир Вирич в ходе «прямого разговора», отвечая на вопросы горожан, коснулся темы строительства метрополитена. Он прямо указал на отсутствие технических проблем. По его словам, метрополитен не может быть построен только из-за отсутствия финансов.

В ноябре 2007 года была разработана концепция Федеральной целевой программы, называющаяся «Развитие метрополитенов и других видов скоростного внеуличного транспорта в Российской Федерации до 2020 года», в которой рассматриваются 16 крупнейших городов России, среди которых Саратов указан как город, в котором «существуют объективные предпосылки к сооружению метрополитена».

В июне 2007 года были озвучены противоречивые планы модернизации трамвайной сети. При наличии финансирования предполагалось реконструировать маршрут трамвая № 3 в скоростной трамвай.

15 мая 2008 года в ходе онлайн-конференции тогдашний министр транспорта Саратовской области Сергей Шейкин заявил, что к 2012 году в Саратове может быть построено на основе существующей сети железных дорог «легкое метро».

28 февраля 2008 года был принят генеральный план Саратова, согласно которому предусмотрено превращение в скоростные трамвайные линии маршруты по улицам Танкистов – Городской – Академ ика Антонова и Большой Садовой – Политехнической – Огородной, а также строительство «легкого метро».

14 ноября 2008 года, в ходе празднования 100-летия саратовского трамвая, губернатор Павел Ипатов заявил о необходимости введения в эксплуатацию скоростных трамваев.

В 2009 году в социальной сети «ВКонтакте» была создана группа, посвященная строительству метрополитена в Саратове. Ее членами являются преимущественно люди, жившие или живущие в Саратове. Многие из них – выпускники или студенты архитектурно-строительного факультета или факультета транспортного строительства СГТУ. Один из координаторов группы, Антон Пикляев, в течение 8 лет создавал проект метро в Саратове и завершил его в 2009 году.

16 марта 2010 года на телеканале Вести–Саратов был показан небольшой материал о метрополитене в Саратове. В нем были озвучены мнения министра транспорта Игоря Панкова, проектировщика Антона Пикляева и горожан.

С 21 апреля 2010 года в газете «Саратовские вести» стала выходить еженедельная колонка «Вагон «СВ», которую ведет Антон Пикляев. На 8 июня 2010 года вышло шесть статей в этой рубрике, вскоре после чего колонка прекратила существование.

В июле 2010 года было объявлено о том, что трамвайные маршруты №№ 3, 9 и 11 станут скоростными, а также будет закуплено 23 низкопольных трамвая, сроки исполнения этого были указаны как 2011–2017 годы, а 23 сентября 2010 года первый заместитель министра по транспортному комплексу Саратовской области Иван Козаченко заявил, что есть все основания полагать, что к 2015 году в Саратове появится «легкое метро». Цену его строительства он назвал «вполне реальной».

7 октября 2010 года в «Саратовской областной газете» вышла статья, посвященная саратовскому метрополитену. В ней строительство метрополитена признавалось полезным, но вместе с тем критиковалось. Так, в статье было сказано, что проекту Пикляева не был дан ход из-за непросчитанных пассажиропотоков, кроме того, Игорь Овчинников, заведующий кафедрой мостов и транспортных сооружений СГТУ, слова которого приводились в статье, подверг критике проект Пикляева.

1 ноября 2010 года состоялась встреча Пикляева с Николаем Семенцом, главой приемной Путина в Саратове. Пикляев продемонстрировал ему презентацию проекта метро. Николай Яковлевич попытался возразить, что в районе Саратова уже идет стройка, финансируемая из федерального бюджета, а именно строительство аэропорта в селе Сабуровка.

4 декабря 2010 года в газете «Саратовские вести» вышла статья Антона Пикляева под названием «Удивительное – рядом», посвященная вопросам метро в Саратове.

13 декабря была опубликована подробная схема участка ЛРТ от Вольского тракта до площади Ленина, разработанная тем же Пикляевым, а 29 декабря – общая схема всех линий и хронология их открытия.

29 апреля 2011 года о строительстве скоростного трамвая положительно высказался Александр Стрелюхин, заместитель председателя правительства Саратовской области.

6 июня 2011 года А. Пикляев обсудил с А. Стрелюхиным перспективы скоростного транспорта в Саратове. По словам последнего, на 2011 год намечено проектирование и начало строительства западного железнодорожного обхода Саратова.

16 июня 2011 года на заседании комиссии Саратовской городской думы по промышленности, транспорту, связи и торговле обсуждался вопрос строительства легкого метро по линии железной дороги в Саратове. Заместитель начальника Приволжской железной дороги Сергей Лиходаев указал, что определять местоположение станций и сооружать подходы к ним необходимо уже сейчас, до того, как будет построен Западный железнодорожный обход Саратова, без которого запуск скоростного рельсового транспорта по железнодорожным путям вообще невозможен. По информации, сообщенной сотрудниками PESA, пробный дизель-поезд будет выпущен в конце 2011 года.

Последняя новость:

Отвечая на вопросы онлайн-кон-ференции, проходившей на сайте ИА «Взгляд-инфо» с 14 по 17 сентября, председатель регионального комитета транспорта Василий Разделкин поделился своим мнением по поводу строительства в Саратове метро:

«Развитие транспортной системы города Саратова осуществляется в соответствии со схемой территориального планирования и Генеральным планом города Саратова, утвержденным решением Саратовской городской думы от 28.02.2008 г. № 25-240. Строительство метро в городе Саратове данными программными документами не предусмотрено».

Справка:

В рамках долгосрочной областной целевой программы «Развитие транспортного комплекса Саратовской области на 2010–2015 годы» предусмотрены мероприятия по созданию (реконструкции) скоростного трамвайного маршрута № 3, проектные работы по реконструкции скоростных трамвайных линий № 3, 9 и 11. Данные мероприятия будут реализовываться администрацией города Саратова.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=27092012114151&oldnumber=632