"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 29 (631) от 20.09.2012

Худсовет

Театр драмы открывает новый сезон

Екатерина БОГДАНОВА

В четверг, 13 сентября, в ходе пресс-конференции худрук академдрамы Григорий Аредаков официально заявил об открытии театром 210-го сезона и поделился с журналистами обширными творческими планами на ближайший период.

Поклонники старейшего саратовского театра уже совсем скоро получат возможность оценить, насколько насыщенным, интересным и разнообразным окажется весь предстоящий год. Единственное, что может ввести неосведомленного зрителя в заблуждение, так это отсутствие на сентябрьских афишах названий новых премьер. Свое возвращение с «каникул» и включение в активнейший рабочий процесс театр драмы ознаменует уже полюбившейся саратовцам молодой комедией знаменитого режиссера Александра Кузина по одноименной пьесе Александра Островского «Бешеные деньги».

На самом деле, новинки в репертуаре театра, конечно же, будут, их будет даже более чем достаточно, но начнутся они только с середины октября. Первой «обновкой», которую увидит саратовский зритель, станет пьеса Алексея Арбузова «Жестокие игры» – ей, по мнению Аредакова, несмотря на свой почтенный возраст (пьеса была написана в конце 70-х годов), удалось сохранить злободневность и «не покрыться патиной». «Повезло, что ставит ее Евгений Марчелли, – отметил Григорий Анисимович. – Вчера был черновой прогон этого спектакля: он рождается в любви. Евгений Марчелли производит на наших артистов приятное впечатление».

Художественный руководитель Российского академического театра драмы имени Федора Волкова в Ярославле, заслуженный деятель искусств России Евгений Марчелли, совсем недавно побывавший в Саратове в рамках обменных гастролей, сейчас заканчивает работу над пьесой, к которой академдрама однажды уже обращалась.

Случилось это в 1978 году, когда саратовцы увидели на сцене театра спектакль, поставленный режиссером Яковом Рубиным. В новом прочтении «Жестоких игр», которое, разумеется, будет разительным образом отличаться от предыдущего, сыграет молодая талантливая часть актерской труппы театра, в том числе и принятая недавно в штат выпускница мастерской народного артиста России Александра Галко Софья Симакова, которая дебютирует на сцене в роли Нели. «Надеюсь, что будет так же приятно, как было тогда», – говоря о создающемся спектакле, заявил Аредаков.

Малая сцена в октябре тоже не окажется обделенной вниманием театральных критиков, потому что на ней в конце месяца будет представлен долгожданный и очень интересный проект – так называемый, «ночной» спектакль для взрослых, в котором аудитория старше восемнадцати лет увидит то, о чем обычно только догадывается – обнаженные тела актеров, играющих влюбленную пару. Впрочем, внимание зрителей к экспериментальному проекту театра должен привлечь, скорее, не сам этот факт, а спектакль, который они увидят. Им станет продукт «новой драмы», неоднозначная пьеса современного драматурга Максима Курочкина (он, кстати, принимает участие в создании постановки и планирует быть на премьере) «Класс Бенто Бончева». По всем признакам, премьера обещает быть очень интересной, ведь над ней работает яркий творческий коллектив, в частности, художественный руководитель двух московских театров, лауреат «Золотой маски», драматург и режиссер Михаил Угаров и известный художник-технолог Александр Соломин.

В новом сезоне не останутся забытыми и молодые саратовские драматурги Ксения Степанычева и Игорь Игнатов, с которыми давно и успешно сотрудничает театр. Ожидается, что к работе над детской сказкой Ксении Степанычевой «Розовый бантик» приступит не кто иной, как сам Иван Верховых. Как признался Аредаков, руководство академдрамы предлагало режиссеру поставить спектакль на своей сцене еще тогда, когда созданный им «АТХ» плачевно скитался в Саратове по углам. В те времена до сотрудничества дело так и не дошло, зато сейчас, спустя много лет, Верховых прочитал текст молодой драматургини и обнаружил в нем близкие для себя нотки. Но иначе и быть не могло, ведь в «Розовом бантике» во многом сконцентрировались юношеские впечатления Степанычевой от посещения любимого ею «АТХ».

Поклонники авторского стиля заслуженного деятеля искусств Александра Плетнева, который уже поставил на саратовских подмостках несколько любопытных вещиц, в новом сезоне получат очередную возможность насладиться неповторимым философско-юмористическим подходом этого режиссера к созданию спектаклей. В ноябре Плетнев начнет репетировать с саратовскими актерами постановку по знаковой пьесе Бернарда Шоу «Дом, где разбиваются сердца». Интересно, что участие в спектакле примут Григорий Аредаков и одна из учениц маэстро третьекурсница Вероника Виноградова.

В обширных творческих замыслах коллектива на этот раз будет задействована даже своеобразная Третья сцена на площадке Музея театра. Здесь можно будет посмотреть новый моноспектакль «Прелестница из Амхерста» по произведению Уильяма Люса с Тамарой Джураевой в роли американского поэта Эмили Дикинсон.

А еще к концу года в академдраме свершится «областной акт», а, проще говоря, снова состоится Губернаторская елка, в работу над которой уже включились артисты театра Любовь Воробьева, Игорь Баголей и Виктор Мамонов.

Однако самое захватывающее событие ждет театралов в ноябре, когда на протяжении целой недели, начиная с 6-го числа, в городе будет проходить Второй Всероссийский театральный фестиваль памяти Олега Янковского. Это событие примечательно уже тем, что не должно было бы состояться, однако состоится, несмотря ни на что. Все дело в том, что изначально фестиваль был задуман как мероприятие, проводимое с периодичностью в два года, так что следующий его этап приходился на год 2013-й. Но в ход вещей вмешалось правительство Саратовской области и настояло на том, чтобы, в качестве исключения, установленная последовательность единожды была изменена и молодой фестиваль, уже получивший признание и успех, прошел в 2012 году.

Заручившись поддержкой областного правительства и федерального министерства культуры, организаторы согласились пойти на этот шаг, тем более, что, по заверениям завлита академдрамы Ольги Харитоновой, оргкомитету не составило бы труда распланировать программу двух-трех фестивалей вперед – такой большой след в российской театральной культуре оставил после себя Олег Иванович Янковский.

Вместе с тем, мероприятие подобного масштаба ни в коем случае не должно упасть до уровня дежурного, и с ним этого не случится. Для того чтобы в этом убедиться, достаточно взглянуть на программу, которая будет предложена вниманию посетителей. «Мы хотим, чтобы зрители увидели спектакли нового масштаба», – заявила Ольга Харитонова. Таким спектаклями, по ее мнению, являются сценическое переложение «Священной книги оборотня» по роману Виктора Пелевина, выполненное питерской актрисой Анной Вартаньян, театром «Особняк» из Санкт-Петербурга и Независимым театральным проектом AV, а также совместное творение Ивана Верховых, работающего в «Мастерской Петра Фоменко», и Школы драматического театра и кино «Анима» из испанского города Бильбао – эти коллективы представят вниманию публики спектакль на испанском языке по пьесе Федерико Гарсиа Лорки «Когда пройдет пять лет». Знаменательно, что одним из руководителей «Анимы» является известная актриса театра и кино Марина Шиманская, в прошлом студентка театрального факультета СГК.

Самые интересные, последние свои работы на фестиваль привезут московский театр-студия под руководством Олега Табакова («Дьявол» по Льву Толстому), Российский академический театр драмы имени Федора Волкова («Без названия. Человеческие сцены» по Антону Чехову) и Государственный Театр Наций («Калигула» по Альберу Камю режиссера Эймунтаса Някрошюса). И это далеко не все имена и приятные неожиданности, которые будут ждать публику, пришедшую на фестиваль – останутся еще и сюрпризы.

Сюрпризы, правда, будут носить не только сугубо творческий характер. В ближайшее время некоторое удивление постоянные посетители театра смогут испытать уже при входе в фойе в связи с тем, что там будет происходить ряд ремонтных работ. Начало ремонта обусловлено тем, что академдрама, как и прочие учреждения культуры по стране, намерена в срочном порядке освоить выделенные федеральные деньги на приведение здания в соответствие с нуждами людей с ограниченными возможностями. Специально для инвалидов в левой половине фойе появится лифт на второй этаж, точно такой же лифт будет смонтирован и на Малой сцене. Руководство театра выразило надежду на то, что к декабрю ремонтные работы будут завершены, а связанный с их проведением небольшой дискомфорт для посетителей – соответственно, устранен.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=21092012135138&oldnumber=631