"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 27 (629) от 06.09.2012

Даты

Саратовские книжных дел мастера

В. БУТЕНКО, заслуженный работник культуры России

Великовозрастное издательское древо, взращенное поколениями книготворцев, по-Уткински размашисто, ветвисто, открыто всем ветрам времени. В срезе многолетия видны годовые периоды роста, цвет времени, дарование руководителя и художника. Меняя облик книги в зависимости от утилитарно-художественных задач, здесь не изменяли истине - рукопись без альтернативного содержанию оформления (формы) еще не книга, а просто текст на бумаге.

Близкими по сути стали слова Арсения Тарковского: «Для меня книга не просто набранный и упакованный по страницам текст, а некое эстетическое целое». Возвели ее (книгу) в ранг искусства, а художественный редактор стал ключевой фигурой на пути превращения рукописи в книгу.

Издатель создает форму руками художника. Цветистый букет самобытных мастеров трудился на ее благо многие годы, неповторимых в своих пристрастиях, графической манере, тонко чувствующих мелодию литературы и образов.

Под развесистой книгоиздательской кроной творили лучшие графики-книжники Саратова, Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Нижнего Новгорода, Волгограда, Пензы, Палеха, создавая оформление художественной, детской, массово-политической, сельскохозяйственной,

краеведческой, научно-популярной литературы, книгам по искусству и фотоальбомам. Мазок за мазком писали они универсальный портрет времени.

Свой живописный кусок на издательском холсте оставили наследники В. Борисова-Мусатова и К. Петрова-Водкина саратовские художники: Б. Миловидов (засл. работник культуры РФ), Ф. Русецкий, Н. Глинский, А. Бородин (засл. художник РФ), Б. Протоклитов, В. Челинцева, А. Учаев (народный художник РФ), В. Храпун, А. Саликов, В. Митченко, Б. и А. Бобровы, В. Успенский, А. Мухин, П. Карчевский, К. и В. Бутенко (засл. работник культуры РФ), В. Иванов, В. Евграфов, С. Серов.

Выполняя издательский заказ, трудились ведущие художники страны: И. Кононов, А. Шмаринов (народный художник РФ), С. Алимов (засл. художник РФ), Э. Булатов и О. Васильев, В. Перцов (засл. художник РФ), Б. Лавров, Ю. Коннов, В. Гальдяев, Ф. Домогацкий, В. Найденко, В. Максин, В. Медведев (народный художник РФ), В. и Л. Митченко, Б. Косульников (засл. художник РФ), В. Коваль, Г. Фильчаков, В. Алексеев, И. Щукин и многие другие.

Неотделим и заметен вклад в саратовское книготворчество художественных редакторов издательства: Л. Ламма (1954–1955 гг.), А. Евменова (1956–1957 гг.), Ф. Русецкого (1956–1958 гг.), П. Карчевского (1959–1970 гг.), А. Абрашкина (1964–1966 гг.), В. Иванова (1968–1992 гг.), В. Бутенко (с 1969 года).

Сделанное неравноценно, оформление саратовской книги не избежало порочных в искусстве тенденций украшательства, формализма конструктивно-оформительских задач. Но видны и успехи.

В череде издательской жизни особо выделяется период Приволжского издательства 1970–1990 годов, отмеченный бурным взлетом художественных достижений в искусстве книги, положивший сочные мазки на облик книг. Вышли ставшие эталоном, фирменным стилем книги художественной и детской литературы: сборник сказок русских писателей «Волшебный сундучок» (1973 г.) – художник И. Кононов, Н. Гоголь «Миргород» (1973 г.) – художник Б. Лавров, А. Толстой «Желтухин» (1973 г.) – художник В. Храпун, Н.М. Чернышевская «Повесть о Чернышевском» (1979 г.) – художник А. Голицын, «Три богатыря», былины (1982 г.) – художник И. Щукин, Э.Т.А. Гофман «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» (1983 г.) – художник С. Алимов, С. Лагерлеф «Путешествие Нильса с дикими гусями» (1990 г.) – художник С. Крестовский, альбомы «Пенза» (1980 г.) и «Саратов» (1984 г.) – художник А. Бобров, «По залам Радищевского музея» (1985 г.) – художник Б. Денисовский, «Саратов на старых открытках» (1990 г.) – художник К. Остольский, «Ульяновск» (1990 г.) – художник Е. Адамов.

Эти и многие другие книги принесли заслуженную славу и уважение Приволжскому издательству, показавшему творческие возможности в создании высокохудожественных изданий, отмеченных высшими наградами Всесоюзных, Всероссийских конкурсов искусства книги, участвовавших в национальных экспозициях России на международных выставках, награжденных медалями ВДНХ.

«Книги – дети разума» - по Свифту. Так сколько разумных и красивых «детей» у издателей? Слава мастерам книги! «Красоту человек создает сам из глубины своей души», утверждал Максим Горький. Без таланта и любви к книге ничего хорошего не получится. Сколько художников, попробовав свои силы на этом поприще, сошло с него, не прижилось.

Воздадим должное оставившим глубокий след в высоком искусстве книги мастерам, ху-

дожникам-саратовцам.

Личность Бориса Васильевича Миловидова (1902–1975 гг.) особая, многозначительная. Талантливый живописец, литограф и педагог, воспитавший целую плеяду известных художников, мэтр книжной графики, тонко понимал природу книги, в совершенстве знал типографику.

Его творческое сотрудничество с издательством началось в далеком 1928 году и продолжалось всю жизнь. Сколько книг, русской и мировой классики, детских, научно-популярных, одел он в обложки, переплеты и проиллюстрировал. Отмеченное тонким вкусом, его участие в книге было значительно шире задач художника-оформителя. Во времена отсутствия института художественных редакторов он выполнял роль организатора издания, ее архитектоники.

Особый почерк выделял Владимира Артемьевича Храпуна (1933–1999 гг.). Скульптор по образованию, он посвятил творческую жизнь книжной графике – оформлению художественной, детской, массово-политической книги.

Его талант тонкого, ювелирного рисовальщика и иллюстратора особенно ярко блистал в книжках для детей – особо сложном жанре книжного искусства.

Любитель природы, художник возвышенно по-

нимал ее красоту и населяющий животный мир, с душевной теплотой и удовольствием работал над образами братьев наших меньших в книгах: «Желтухин» А. Толстого, «Ребятам о зверятах» О. Перовской, «Мои звери» В. Дурова, «Белый Бим Черное ухо» Г. Троепольского, «Басни» И. Крылова, «Кузька, Шарышка и Петр Тимофеевич» В. Бабушкина.

Иллюстрации В.А. Храпуна к «Желтухину» получили высокую оценку профессионалов, выставлялись в Москве в Центральном доме художника на Кузнецком мосту на вернисаже художников детской книги страны.

Творческие интересы художника не ограничивались одной темой. Удачно оформление малоформатного сборника стихов Сергея Есенина в поэтической серии. С особым вниманием работал он над книгами о войне: «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Генерал Полбин» И. Дынина, сборниками «Победа» и «Страницы мужества» другими.

* * *

С высоты пройденного надо признать: путь книгоиздания не был усыпан розами, встречались и шипы.

Вместе с художниками, авторами оформления, оно оказалось заложником распределительной системы, примитивной полиграфии и низкосортных материалов.

Известно: работа художника книги – половина успеха, вторая – за полиграфией. Сколько талантливых произведений книжной графики не получило достойного воспроизведения, сколько книг пострадало от низкого качества полиграфического исполнения.

Вопреки ущербности условий, художниками созданы выдающиеся образцы книжного искусства для издательства. Это подтверждает истину: для искусства трудности не помеха, необходимы желание и коллективная воля.

Сейчас другие времена и другие люди, а те далече.

В последние годы издательское древо подверглось серьезным испытаниям иссушающих суховеев, многое потеряно.

В то же время, современная полиграфия открывает большие возможности. Главное — помнить: «хорошо оформленная книга — это политика. А политику надо уметь формировать, друзья!» - напоминает А.Фадеев.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=6092012121108&oldnumber=629