"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 27 (629) от 06.09.2012

Даты

А. Кибальников: «Мои работы – на улицах и площадях»

Л. КРАСНОПЕРОВА Художественный музей имени А.Н. Радищева

22 августа наша общественность отметила 100-летие со дня рождения А.П. Кибальникова (1912–1987 гг.), почетного гражданина города, автора четырех памятников, установленных в разные годы на улицах Саратова. В музее Н.Г. Чернышевского открылась выставка «Мои работы – на улицах и площадях».

Если саратовского прохожего спросить: известно ли ему имя скульптора Александра Павловича Кибальникова, скорее всего ответ будет отрицательным. Но все мы знаем памятники выдающимся личностям, которые стоят на площадях города: Н.Г. Чернышевскому – возле городского сада «Липки»; А.Н. Радищеву – около Художественного музея; В.И. Ленину – на Театральной площади; писателю К.А. Федину – рядом с его музеем на широком спуске к Волге. Каждый раз, когда городу требовался памятник, обращались прежде всего к А. Кибальникову.

Скульптор считал Саратов родным городом, хотя родился он в селе под Царицыным. А. Кибальников покинул свой дом в 15 лет. Шел 1927 год. Многие уходили из села в преддверии коллективизации. В Саратове юноша работал грузчиком, рабочим на заводе, жил на углу Бабушкиного взвоза и улицы Мичурина. В 17 лет поступил учиться в художественное училище на оформительское отделение (1929–1832 гг.).

Ремесло скульптора он осваивал, по-видимому, самостоятельно. Во время военной службы в Энгельсе бойцу-художнику поручили выполнить барельефное изображение группы красноармейцев на фасаде одного из зданий воинской части. Городские художники-старожилы помнят, как А. Кибальников, выпросив у них несколько горстей гипсового порошка, отливал свой первый барельеф.

В биографиях скульптора упоминается о его работе во время войны в Окнах ТАСС и гипсовой фигуре солдата, стоявшей на одной из площадей Саратова. Не она ли запечатлелась на фотографии братьев Леонтьевых, опубликованной в книге «Саратов братьев Леонтьевых»? Если это действительно так, то мы видим в правой части снимка несохранившуюся раннюю работу А. Кибальникова.

В послевоенные годы скульптор начал работать над памятником Н.Г. Чернышевскому для Саратова. Несколько эскизов к нему находятся в собрании Радищевского музея.

Сотрудники музея обратили внимание уже на первые работы молодого скульптора и очень серьезно поддержали его. Музеем были приобретены портреты актеров И.А. Слонова и С.М. Муратова, статуя «Непокоренный», вызвавшая споры на областной выставке. С позиций нынешнего дня последнюю работу нельзя назвать профессионально безупречной, но она увлекала эмоциональностью, необычной постановкой фигуры и смелой фактурностью лепки. Скульптором был верно найден художественный ориентир – несгибаемые «Граждане Кале» Огюста Родена.

Постановка памятника Н.Г. Чернышевскому в Саратове в 1953 году сразу сделала скульптора знаменитым. Имя Н.Г. Чернышевского, борца с самодержавием, было высоко поднято в те годы, этим именем хотели переименовать наш город. На пьедестале ожидался герой, полный революционного пафоса, ненависти к самодержавию. Памятник вышел совсем другой, спокойный, раздумчивый, романтичный. Статуя находится в гармонии с окружающим пространством. Кажется, молодой Н.Г. Чернышевский, как когда-то при жизни, стоит на волжском берегу, и встречный ветер развевает его волосы. Слегка опущена голова, руки сложены на груди. Образ человека, значительного своей способностью мыслить, утвердился в центре Саратова. Несомненно, работая над памятником Н.Г. Чернышевскому, скульптор вдохновлялся Опекушинской статуей А.С. Пушкина в Москве. «Над развалинами беспощадно разбитого существования встает тихий, грустный и благородный образ мудрого и справедливого человека», – писал об Н.Г. Черышевском религиозный мыслитель Владимир Соловьев.

Существует предание, будто Сталин, увидев модель памятника, предложил укоротить волосы. Их спилили. Однако А.П. Кибальников перед отливкой вернулся к своему варианту. И правильно сделал, хотя, конечно, рисковал. Мы не будем анализировать пластические достоинства статуи, А.П. Кибальников не ставил их во главу угла. Советскому скульптору важна была идейная сторона памятника.

С какой-то крестьянской хваткой, способностью «брать быка за рога», А.П. Кибальников умел найти главное качество героя. Без этого немыслим монументалист. Природное чутье в нахождении основной пружины образа обеспечивало его проектам привлекательность и успех. Его скульптуры понятны. В памятнике Маяковскому в Москве – образ «агитатора, горлана, главаря», узнаваемый со школьных лет. Голова мыслителя, рука, сжимающая перо, вызывают в сознании образ А.Н. Радищева и его памятные с детства слова: «Я взглянул окрест себя и душа моя страданиями человеческими уязвлена стала». Памятник Павлу Михайловичу Третьякову работы А.П. Кибальникова стоит перед входом в Третьяковскую галерею. В Рязани – памятник С. Есенину. В Бресте – защитникам крепости.

Конец 1960-х годов для советских монументалистов – время особого внимания к образу В.И. Ленина, главному для советского искусства. Были объявлены конкурсы на монументы для различных городов страны. Воздвигли его и в Саратове. Внушительные размеры фигуры продиктованы величиной центральной городской площади. «По мере удаления в прошлое образ Ленина растет, обобщается, приобретает новые черты величия и мощи», – писала в те годы критика. Памятник на площади Революции выражает дух времени, реальность 1970-х годов, когда в эйфории самовосхваления трудно было предвидеть скорый крах системы.

Мы вправе сказать, что судьба А.П. Кибальникова сложилась исключительно удачно. Он получил большое число почетных званий, наград, премий, хотя жил в такие времена, когда с талантом можно было оказаться не только на трибуне, но и в застенке. А.П. Кибальников сумел поставить памятники замечательным людям, и они будут жить долго.

Переселившись в Москву, А.П. Кибальников часто возвращался в Саратов, навещал дочку и внучку, дружил с художником В.О. Фомичевым. Участие в открытии выставки «Мои работы – на улицах и площадях» членов семьи А.П. Кибальникова добавило много теплоты. В воспоминаниях говорилось о его доброте и человечности. Празднование 100-летнего юбилея скульптора продолжится в Саратове 7-го сентября открытием мемориальной доски в память выпускника художественного училища А.П. Кибальникова.

На родине скульптора, в селе Орехово Даниловского района Волгоградской области, существует музей, посвященный земляку, а Саратов можно считать музеем А.П. Кибальникова под открытым небом.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=6092012121022&oldnumber=629