"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 19 (621) от 07.06.2012

Филология в фотографии

Екатерина БОГДАНОВА

Столько людей с профессиональными фотокамерами в Саратовском областном доме работников искусств (СОДРИ) увидишь не часто. Наверное, потому, что не так уж часто в его стенах размещаются фотовыставки, подобные той, которую организовал Институт филологии и журналистики (ИФиЖ) СГУ, предоставивший саратовцам возможность оценить и, может быть, вдохновиться работами участников собственного фотоклуба.

Яркая коллекция разнообразных по тематике снимков встретила зрителей в пятницу, 1 июня. Желающих полюбоваться на пятую за всю историю существования клуба выставку оказалось немало.

Выставочные мероприятия фотоклуба уже успели завоевать популярность и снискать поклонников. Поэтому и профессиональные фотохудожники, и начинающие фотографы, и просто фотолюбители с удовольствием откликнулись на приглашение посетить СОДРИ, чтобы в который раз внимательно и придирчиво оценить творения молодых филологов. И хотя с непривычки, а, в особенности, далекому от сферы изящной словесности человеку сама эта фраза может резать слух, руководство университета разносторонним увлечениям своих подопечных давно не удивляется, а, наоборот, радо.

В некотором смысле эта выставка с самого начала могла претендовать на звание уникальной, ведь раньше у мероприятия был совсем другой, камерный, формат. Как заявляют организаторы, в этот раз впервые экспозиция вышла на более высокий, областной уровень. Хотя качество работ, представленных в зале Дома работников искусств, говорит само за себя. Их много, и они очень разные. Каждая без слов рассказывает об увлечениях и даже жизненной философии своего создателя.

Среди украсивших стены фотографий есть портретно-пейзажные снимки, любопытные зарисовки сценок городской жизни, а также плоды кропотливого домашнего фототворчества. В этом многообразии встречаются кадры, говорящие на классические темы дружбы, страсти и чистой любви, трагические кинематографические образы, откровенные приколы, сюжеты-загадки и просто красиво сделанные фотографии, которыми хочется любоваться. Все они несут определенное настроение, и, обойдя весь выставочный зал, легко проникнуться целой гаммой чувств.

Причем, особенно радостно видеть не постановочные кадры, хотя все они прошли строгий отбор жюри, а именно удачно пойманный и технически мастерски запечатленный момент – такой, подсмотреть который в жизни удается мало кому: они могут попадаться на каждом шагу, но большинство людей равнодушно проходят мимо, даже не оборачиваясь. Иное дело – человек, сознательно вышедший на фотоохоту, умеющий и готовый наблюдать.

В такой «глазастости», например, нельзя отказать Геннадию Савкину, автору одной из концептуальнейших работ выставки. Она (безымянная, как и все представленные экспонаты – по всей видимости, устроители решили, что индивидуальности им и так не занимать, а названия только смажут общее впечатление) абсурдна как и все, что построено на контрасте: небритый рабочий, снимающий или, наоборот, вешающий очередной баннер, занятый, казалось бы, ничем не примечательным рутинным делом, неожиданно для себя делается главным персонажем мыльной оперы, на худой конец – бразильской драмы, оказавшись один на один с кокетливой полуобнаженной красоткой – и все это только благодаря тому, что мимо случайно проходил настоящий фотохудожник.

Приобрести фотокамеру с разными техническими наворотами, при желании, способен почти любой. Куда как сложнее разбудить подлинного фотографа в собственной душе. Но из других вузовских специальностей филологи, пожалуй, осведомлены о том, как следует обращаться с искусством, лучше всех.

«Филолог, в первую очередь, видит много разных смыслов, – пояснила один из авторов выставленных работ Юлия Красильникова. – Когда он что-то фотографирует, он пытается найти в этом некий символизм, чтобы показать не только красивое, но и глубокое. Вот, например, я фотографировала зеркало. Для меня это не просто красивая и мрачная вещь, а связь с поиском собственного «Я». А еще мне нравится, что на фотографии не видно моего отражения. Я думаю, филология и искусство фотографии близки, хоть они и используют разные средства. Только, в отличие от литературы, фотография выражает смысл без помощи слов».

Среди подписей под фотоработами, в основном, мелькали женские имена и фамилии. Но на основании этих наблюдений делать вывод о том, что фотография мало-помалу переходит в разряд исключительно женских профессий, было бы преждевременно. Нет, остается только посокрушаться над тем, что абитуриенты СГУ традиционно не считают филологию мужской специальностью.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=6062012235245&oldnumber=621