"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 18 (620) от 31.05.2012

Худсовет

Патриотический пафос Собиновского

Лана СОКОЛОВА

28 июня при большом стечении публики открылся юбилейный XXV Собиновский фестиваль. Традиционная пресс-конференция перед началом фестиваля вылилась в торжества по случаю завершения конкурса «Будущее музыкального театра» с вручением наград победителям. Первое место и денежная премия вместе с их обладателем Ермеком Хапизовым уехали в Омск. Саратовцы довольствовались специальными дипломами.

Патриотическая тематика легла в основу концерта-открытия фестиваля, посвященного юбилеям российской государственности и Бородинского сражения, в котором прозвучали кантатно-ораториальные произведения П.И. Чайковского «Торжественный коронационный марш», кантата «Москва», торжественная увертюра «1812 год», кантата «В память 200-й годовщины рождения Петра Великого». В концерте приняли участие Губернский театр хоровой музыки, хор Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова, филармонический оркестр духовых инструментов «Волга-Бэнд», солисты, хор и симфонический оркестр театра оперы и балета.

Интересно, что несмотря на то, что все эти произведения были написаны композитором по особым случаям по заказу «свыше», сам Петр Ильич не слишком был расположен к работе над ними, о чем писал брату и своему издателю Юргенсону: «Ни в юбилее высокопоставленного лица (всегда бывшего мне порядочно антипатичным), ни в Храме, который мне вовсе не нравится, нет ничего такого, что бы могло поддать мне вдохновение».

Работая над увертюрой «1812 год», Чайковский признавался в одном из своих писем, что «Увертюра будет очень громка, шумна, я писал ее без теплого чувства любви, и поэтому художественных достоинств в ней, вероятно, не будет». Так или иначе, но сие произведение считается, «полотном историческим», если такое выражение применимо к музыке.

Главная тема увертюры отличается подчеркнутой патетикой. Мотив «Марсельезы» – как обобщающий образ французских войск и образ русского народа – мелодии русских народных песен символизирующий, вероятно, русских бойцов. Композитор в начале увертюры отказался от схематического противопоставления французскому государственному гимну русского гимна – его роль скажется в заключение увертюры, когда на фоне праздничных фанфар возникает мелодия старого государственного гимна России (а может, уже и нового?) – «Боже, царя храни». Таким образом воплощена главная мысль увертюры: оплот России – это триединство: Православие, Самодержавие, Народность.

Вопреки мнению Петра Ильича, считавшего, что увертюра «не заключает в себе, кажется, никаких серьезных достоинств», успех ее возрастал с каждым годом. Уже при жизни Чайковского она исполнялась неоднократно в Москве, Смоленске, Павловске, Тифлисе, Одессе, Харькове, в том числе и под управлением самого композитора, имела большой успех и за границей – в Праге, Берлине, Брюсселе. Весьма вероятно, что успех произведения у публики позднее повлиял на отношение к нему композитора, который позднее включал увертюру в авторские концерты и по требованию публики исполнял «на бис».

Кантата «Москва» также относится к числу заказных произведений. Заказчик, Коронационная комиссия, подготавливавшая торжественную коронацию императора Александра III, был, видимо, столь серьезен, что отказать ему было не просто верхом неприличия, но и чревато не самыми приятными последствиями. К тому же, Петр Ильич, по некоторым сведениям, рассчитывал, что гонорар за работу поможет поправить финансовые дела. Правда, вместо гонорара он получил от государя подарок – перстень стоимость в 1500 рублей, который снес в ломбард. И по иронии судьбы, потерял и квитанцию и деньги.

Текст к кантате был написан Аполлоном Майковым (1821–1897), широко известным своими стихами – как лирическими и пейзажными, так и историческими. «Мне очень помогло то обстоятельство, что слова кантаты, написанные Майковым, очень красивы и поэтичны... вся пьеса глубоко прочувствована и написана оригинально, писал Чайковский в одном из писем к Н.Ф. фон Мекк. – В ней есть свежесть и искренность тона, давшая и мне возможность не только отделаться от трудной задачи кое-как, лишь бы было соблюдено приличие, но и вложить в мою музыку долю чувства, согретого чудесными стихами Майкова».

Во всех четырех произведениях, прозвучавших в концерте, очень четко звучит тема государственного гимна (не подумайте, что «Славься, Отечество»), речь идет все о том же «Боже, царя храни». Так что патриотизма, пафосности и помпезности в день открытия было с избытком. Рождались аллюзии, порой вовсе не приличиствующие торжественности момента.

Что двигало создателями программы, собравшими в одном концерте все эти произведения русского классика? Возможно, юбилейные даты российской государственности и Бородинского сражения или предъюбилейные самих произведений – «Торжественный коронационный марш» и кантата «Москва» датируются 1883 годом, или редкое исполнение всей четверки в одном концерте. Ответ на эти вопросы мы вряд ли получим, поскольку обещание прессе задать свои вопросы после концерта, так и осталось обещанием.

А Петр Ильич, при всей своей нелюбви к госзаказу, был на высоте.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=30052012233148&oldnumber=620