"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 16 (618) от 17.05.2012

Худсовет

Как разбудить Аврору?

Анатолий СВЕТИКОВ

В минувшее воскресенье в цирке давали «Спящую красавицу». Нет, дорогой читатель, в этом нет ошибки, «Спящая красавица» Чайковского (по большей части) была именно в цирке. Шоу «Кракатук» представило на зрительский суд новый спектакль, о котором мы уже упоминали в одном из номеров «Богатея» (№ 14 (616) от 26 апреля 2012 г.)

Театральный режиссер Василий Бархатов и художник-поста-новщик Максим Исаев представили свою версию развития событий известной сказки о принцессе Авроре.

Действо начинается как в настоящем театре – с увертюры, что сразу отсылает нас и к первоисточнику – балету Чайковского и, собственно, к театральному поприщу режиссеру. О том, что шоу цирковое, не дают забыть «оркестранты» – оркестровая яма оказывается батутом, флейтист проскакивает через барабан, как сквозь огненное кольцо, скрипач пристает к арфистке и, получив пощечину, отскакивает в тройном сальто. Всем действом, как и полагается, руководит дирижер (А. Сыбахов), его роль не заканчивается с увертюрой, а продолжается весь спектакль.

Далее следуют праздничные торжества по случаю совершеннолетия принцессы, на которые приглашены самые невероятные персонажи, среди которых совсем не злобные минотавры, лихо отплясывающие на арене, и статуя Свободы, больше напоминающая гигантскую куклу на чайнике. Конечно же, как и положено в сказках, приглашены феи – куда же без них. Феечки появляются, можно сказать, как гром среди ясного неба – из-под купола. На то они и феи – приходят когда хотят и откуда хотят.

Мы уже знаем, что феи принесли юной принцессе подарки. О том, что преподнесла каждая из дарительниц, можно судить по цирковым номерам, исполняемым артистками. Здесь и завораживающие полеты под куполом на полотнах, и дробный стук каблучков, высекающих искры, и огненная скакалка…

Но в мире волшебниц (ох, уж эти женщины) мелкие колкости, подначки и прочие «гадости» процветают не меньше, чем среди людей. Не обладающей модельной фигуркой и внешностью бедняжке Карабос (А. Даулетканова) достается от товарок по «полной программе». Ее то и дело оттесняют от Авроры (Д. Истомина), не давая возможности даже преподнести подарок. В довершение ко всему «подружки»-феи разбивают ее подарок. Согласитесь, что подобное может разозлить кого угодно. А уж какова может быть женщина в ярости, думаю, рассказывать не стоит.

Веселье уступило место мести разгневанной Карабос. На арене появились олицетворяющие злые силы фигуры, в которых, наверное, собраны все представления о том, как они могут выглядеть: огромные рога, страшные маски и красные юбки, пылающие, как огонь. Довершает зловещую картину множество канатов, образующих паутину, в которой крутятся, как запутавшееся букашки, маленькие фигурки.

Апофеозом первого действия становится не укол веретеном, о котором мы все знаем, а сбрасывание Авроры в аллегорический сосуд с дарами – огромную колбу, наполненную водой. Откуда Аврору, как рыбу, выуживает лязгающий стальной механизм – почти копия устройства, вытаскивающего плюшевые игрушки из игровых автоматов. После чего она засыпает на стопке огромных фолиантов.

Если в первом действии солировали девушки-феечки, то второе отдано на откуп принцам – претендентам на руку и сердце прекрасной Авроры. Правда, чтобы получить все это богатство, сначала нужно разбудить суженную. Мы-то с вами знаем, что принцесса спала не один день, а время, как известно, на месте не стоит, и принцы тоже меняются. Хотя, кто может сказать, в каком обличии придет именно ваш принц. Вот и нашу красавицу пытаются разбудить то бравый вояка, смахивающий своими ухватками на голливудского майора Пейна и российского Мюнхаузена с его утками, то красавчик-электрик, мимоходом починяющий разбитый фонарь в эротичном танце вокруг «шеста». Безуспешно крутит сальто спортсмен, не будит Аврору и баритон арией Папагено из моцартовской «Волшебной флейты», жонглируя на огромном шаре. Успеха достигает герой трапеции, появляющийся из «черного ящика» незадачливого фокусника, на которой под занавес и взмывает, прихватывая свою суженую.

Хочется сразу сказать, что «Спящая красавица» – спектакль, отличающийся от «Кракатука». Здесь нет шикарного антуража и потрясающих воображение костюмов. Но, в то же время, в спектакле больше актерской игры и цирка – воздушные номера сложнее и интереснее. Цирковые жанры, пусть и слегка утрированы, но более разнообразны. Чарующая и знакомая с детства музыка Чайковского удачно ложится на цирковые трюки: вместо привычного фуэте мы видим сальто, а батман заменяют полеты под куполом на трапеции.

P. S. Саратовский цирк совместно с шоу «Кракатук» проводит довольно симпатичную акцию. Купон акции вы найдете на стр. 8 в разделе «Афиша».

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=17052012052609&oldnumber=618