"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 16 (618) от 17.05.2012

Имидж Региона

Капризные инвестиции

Виктория САТЧЕНКО Материал подготовлен в рамках проекта «Достойный имидж области: региону есть чем гордиться» при финансовой поддержке правительства Саратовской области

За привлечение выгодных инвестиционных контрактов на землю саратовскую боролись, сколько помнится, все местные губернаторы и все профильные министры. Последние только успевали сменять друг друга, а инвестиционный климат, невзирая на приложенные усилия, улучшаться все никак не хотел. Что, впрочем, отнюдь не свидетельствовало о том, что занятие это в корне неблагодарное и безнадежное.

Пожалуй, никакой «борьбы» не происходило бы вовсе, имей регион никудышный задел для развития в этом направлении и из рук вон плохую стартовую площадку для всякого рода бизнес-начинаний. Напротив, о привлекательности саратовского рынка для крупных зарубежных и российских компаний всегда свидетельствовало обилие деловых предложений, нет-нет да и изливавшихся на регион, совсем как из пресловутого рога. Что-то в этом, правда, определенно было не так: многие инвесторы стали брать моду останавливаться на полпути – еще раз все взвесить и осмотреться. Примерно так в область прособиралась, но не дошла компания «Евродон», планирующая наладить производство и переработку мяса индейки. И это только один из великого множества аналогичных примеров.

Кто бы спорил с тем, что инвестиционная привлекательность того или иного региона складывается не из одного умения отдельно взятого профильного министерства профессионально выполнять собственную работу. Причин, которые тормозят инвестиционное развитие региона, несколько, и видны они, в большинстве случаев, невооруженным глазом, что, однако же, мало сказывается на темпах разрешения всей сложившейся ситуации. Вернее, так было до сих пор. Потому как назначение нового губернатора и его оптимистичные заявления и попытки заинтересовать площадками на территории области крупный и решительно настроенный бизнес, свидетельствуют о том, что все еще может измениться.

А иначе для чего министерство инвестиционной политики области так бесхитростно и самонадеянно оперирует долгоиграющей областной программой «Повышение инвестиционной привлекательности Саратовской области на 2012–2015 годы» и готовящимися изменениями к ней? Почти сразу же новоиспеченный министр Роман Федосеев доложил о своей готовности взяться за начатое предшественниками дело, засучив рукава. Главным направлением применения активных усилий, по мнению Федосеева, озвученным им на одном из губернаторских ПДС, должно стать увеличение объема инвестиций, приходящихся на душу населения. Сейчас этот показатель применительно к Саратовской области из рук вон плох, и по итогам прошлого года составляет чуть больше сорока тысяч рублей на одного жителя. Для сравнения, в наиболее инвестиционно развитых регионах ПФО, к коим, к примеру, относится республика Татарстан, подобная величина в два с половиной раза выше. Министр, впрочем, выразил уверенность в том, что завоевать лидирующие позиции губернии удастся за счет претворения в жизнь «новых инвестиционных проектов». Причем, вовсе не обязательно таких же масштабных, как всерьез обсуждаемое, несмотря на необходимость многомиллиардных вложений в евро, преобразование заброшенной ныне территории Зеленого острова в огромную развлекательную туристскую зону. Упоминания о проекте, по затратности сопоставимом с организацией Сочинской олимпиады, уже весело замелькали в местных СМИ, и претворение его в жизнь, если оно когда-нибудь случится, имеет все шансы сделаться визитной карточкой губернаторства Валерия Радаева.

Развитие туристического бизнеса – занятие хорошее и для Саратовской области просто необходимое, особенно учитывая климатические и географические возможности региона. Но, к счастью, в запасе у регионального министерства может найтись и несколько более приближенных к реальности, если не сказать, практичных, замыслов. Взять хотя бы российскую группу компаний «Айтакс», недавно выразившую готовность создать на территории области целый овцеводческий кластер со всеми необходимыми этапами в производстве и реализации баранины, или задумку крупного азербайджанского холдинга, всерьез рассматривающего идею строительства сахарного и маслоэкстракционного заводов, а также реализацию проектов в сфере животноводства и тепличного хозяйства. По уверениям самого Радаева, он лично намерен приложить максимум усилий к тому, чтобы инвестор «пошел» в Саратовскую область, а принципиальная позиция главы региона в этом вопросе не так уж мало значит.

То, что за инвестиционную политику в правительстве области взялись как следует, видно даже невооруженным глазом. В соответствующей правительственной программе, долженствующей изменить ситуацию к лучшему, указан ряд первостепенных задач, решение которых привлечет в регион столь необходимые иностранные и долгосрочные инвестиции. В числе таких задач в качестве наиболее приоритетных можно выделить развитие дорожно-транспортной инфраструктуры, совершенствование нор-мативно-правовой базы, создание бизнес-инкубаторов и поддержку малого и среднего предпринимательства.

Если верить программе, ее разработчики намерены в первую очередь озаботиться созданием на территории области индустриальных парков, «которые подразумевают собой обустроенные территории с развитой транспортной, инженерной, деловой инфраструктурой. Инвесторы получат комфортные условия для ведения бизнеса на подготовленном участке с подведенными коммуникациями, дорожными развязками. Таким образом достигается значительное снижение производственных издержек частных инвесторов и, соответственно, возрастает инвестиционная привлекательность территории». Функции контроля за деятельностью таких парков, с отслеживанием всех нюансов их работы, по мысли авторов идеи, возьмет на себя специализированная управляющая компания.

Еще одним весьма полезным новшеством могла бы стать схема сопровождения инвестиционных проектов, реализуемых на территории региона, по так называемому принципу «единого окна». Возможность разработки подобной схемы в настоящее время пристально рассматривается профильным министерством.

Между тем, при всей неоспоримой привлекательности губернии для российских и иностранных капиталовложений, у потенциальных инвесторов всегда остается, над чем крепко поразмышлять перед тем как взяться за осуществление того или иного крупного проекта. Зачастую эти не самые радужные мысли упираются в наличие административных препонов, способных отдалить идею от ее практического воплощения на очень долгое время. К сожалению, здесь ситуация с годами изменилась мало. По мнению специалистов, существующие сегодня сроки прохождения инвестпроектом всех разрешительных процедур необходимо сократить как минимум в три раза. Другое дело, что определенная работа в этом направлении, безусловно, велась. Благодаря ей, сроки согласования инвестиционного начинания удалось сократить с трех лет (!) до семи месяцев. Понятно, что останавливаться на достигнутом было бы глупо, ведь чем скорее инвестор минует бюрократические преграды на пути к своей цели, тем более привлекательной покажется ему эта цель.

Впрочем, в инвестиционной политике региона, к несчастью, существует еще несколько моментов, которые скорее отпугивают, чем прельщают потенциальных желающих вложить в местную экономику собственные средства. Эти самые подводные камни, не стесняясь, озвучила предыдущий, проипатовский ставленник на посту министра инвестиционной политики области Ирина Блохина. По ее мнению, инвестиционное развитие региона в немалой степени тормозят такие явления, как нерешенность земельного вопроса, пресловутые административные барьеры и откровенная слабость кредитной политики, которую ведут местные банки.

Первая проблема заключается в том, что, хотя формально оформлением и формированием земельных участков занимается муниципалитет, в действительности затраты на оные процессы целиком и полностью вынуждены взваливать на свои плечи сами инвесторы. Муниципалитет, как правило, не закладывает в бюджет средств на решение подобных нужд, при этом особенно остро ситуация обстоит в областном центре. «… При таких расценках на землю в Саратове инвесторам показалось выгоднее построить еще по одной гостинице в Москве», – поведала Блохина в одном из газетных интервью. Что же до кредитной политики, которую проводят банковские структуры, то она пока также далека от желаемой. Кредиты среднему бизнесу, как правило, выдаются под грабительские проценты. При этом, как отметила Блохина, «наши банки не всегда знают рынок, не могут грамотно оценить то, что кредитуют». Такое непонимание, по мнению Блохиной, приводит к тому, что многие инвестпроекты бывают загублены банками, что называется, «на корню».

Так или иначе, дел у регионального министерства непочатый край. Радует только то, что глава этой структуры явно не питает иллюзий по поводу намеченного фронта работ. Он колоссален, но разрешить его, обеспечив приток в область долгожданных и столь необходимых крупных капиталовложений, грамотному управленцу вполне по силам. Было бы желание.

Если верить Роману Федосееву, в ближайшее время он намерен подготовить и представить на публичное рассмотрение проект инвестиционной стратегии региона. Внимание министерства привлекают и замороженные в свое время крупные инвестпроекты, многие из которых оказались приостановлены аккурат в разгар экономического кризиса. Не исключено, что, при индивидуальном подходе к каждому такому инвестору, многие из прежних договоренностей еще удастся вернуть.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=17052012052404&oldnumber=618