"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 16 (618) от 17.05.2012

Власть и Мы

Устанут ли саратовцы жить во лжи?

А.Д. НИКИТИН, председатель СПЦ «Солидарность»

Традиционно, в соответствии с законодательством о местном самоуправлении и бюджетном процессе и на основании постановления главы муниципального образования «Город Саратов» от 11.03.2012 года № 02-01-07, организационный комитет по проведению публичных слушаний по отчету об исполнении бюджета муниципального образования «Город Саратов» за 2011 год провел очередные слушания 17 апреля 2012 года в помещении администрации Волжского района.

Сам, так называемый, отчет об исполнении бюджета за 2011 год по заведенному порядку был опубликован крохотным тиражом в приложении к газете «Саратовская панорама» и размещен на официальном сайте администрации муниципального образования «Город Саратов» (http://www.saratovmer.ru/budget/?type=17&id=1230).

В этих публичных слушаниях я не участвовал. Отчасти потому, что самонадеянно ожидал персонального приглашения от председателя оргкомитета, которого так и не последовало. Отчасти от того, что, считая сверхважной задачей открытие городского бюджета, сами публичные слушания никогда не рассматривал серьезным инструментом общественного контроля саратовцев над своей городской властью.

Я уже много лет выступаю на публичных слушаниях и в других аудиториях перед жителями города с предложениями наконец-то стать честными и ответственными гражданами, патриотами своего города и потребовать от депутатов городской думы открыть для гражданского контроля городской бюджет. Обращаться к самим депутатам Саратовской городской думы как к добросовестным представителям избирателей после выборов 13 марта 2011 года для меня нет смысла, поскольку их легитимность не может не вызывать сомнение.

Конечно, мне досадно, что мы, саратовцы, зная о массовом воровстве голосов на выборах, спокойно относимся к тому, что депутатские мандаты получили далеко не те, за кого сами же реально голосовали. Мне удивительно, что многие горожане все еще связывают свои надежды с нашей «полувыбранной» городской властью. Ну, представьте себе, уважаемые читатели, мыслимо ли в здравом рассудке жить надеждой, что бесчестные люди, обворовавшие чужую квартиру, будут тратить уворованные деньги на пользу общества да еще добросовестно отчитываться о своих расходах?

И тем не менее, мне лично ясно – перемены к лучшему в хозяйственной жизни нашего города могут произойти только тогда, когда подавляющая часть саратовцев осознает простую истину: только через открытый городской бюджет дорога ведет к росту качества жизни, ее привлекательности и полноты.

Законно ли требовать открыть городской бюджет?

Требование прозрачности бюджета является нормой закона. В статье 36 Бюджетного кодекса РФ прямо сказано: «Принцип прозрачности (открытости) означает: обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований».

И только наши городские депутаты откровенно не хотят пользоваться своим правом принять решение готовить и публиковать отчет об исполнении бюджета в полном объеме.

Что дает открытый городской бюджет?

Прозрачность городского бюджета позволяет каждому самостоятельному и ответственному саратовцу понимать язык городского бюджета и его цифры, видеть, на какие цели расходуются налоги, которые он платит. Открытость бюджета повышает ответственность саратовской городской администрации за разработку и исполнение бюджета. Она создает предпосылки для контроля за целевым расходованием средств бюджета и является самым эффективным инструментом борьбы с казнокрадством и коррупцией. Открытость бюджета повышает доверие жителей города к муниципальной власти, что порождает общественное согласие. Участие жителей города в бюджетном процессе содействует повышению эффективности социальной политики, формированию системы профильного взаимодействия муниципальной власти и жителей города. Открытость бюджета является предпосылкой экономической и финансовой стабильности в городе. Она делает городскую политику, проводимую главой города Олегом Грищенко, более открытой для губернатора Саратовской области, глав других муниципальных образований области, финансистов и промышленников, что, в свою очередь, повышает инвестиционную привлекательность Саратова и способствует росту инвестиций в экономику города.

Кто скрывает городской бюджет?

Ответ очевиден. Это наши городские и областные депутаты, которых мы сами же и «избрали» или, точнее, «избрание» которых покорно терпим. Именно они постоянно эксплуатируют нравственную и политическую незрелость жителей Саратова в целях сокрытия реального бюджета от общественного контроля. Это они убеждены, что жителей города ни при каких обстоятельствах нельзя посвящать в святая святых: каким образом и на какие цели реально тратятся городские деньги. Почему? Да потому, что обнажатся их реальные дела. Многие из наших омандаченных лицемеров любят себя позиционировать православными христианами, но отвергают заповедь Иисуса Христа: «всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы; а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Евангелие от Иоанна 3:19-21).

Далеко не все дела саратовской городской власти в Боге соделаны. Скрывая бюджет, саратовская власть относится к горожанам фактически как к своим рабам, которым не положено знать, что делает господин. Лично у меня сложилось мнение, что наши отцы города дружно играют в игру «Стань миллионером», рассматривая городской бюджет как огромную и бездонную кормушку.

Внешними признаками прозрачности бюджетного процесса являются:

1. Наличие устоявшегося подробного, расписанного до дня и по каждому должностному лицу, поэтапного бюджетного календаря, доступного каждому жителю Саратова.

2. Извещение населения о результатах каждого этапа бюджетного процесса в СМИ.

3. Нормативно закрепленная возможность в установленные законом порядке и сроки запросить и получить интересующую информацию о бюджете, и четкое подробное описание процедуры запроса и предоставления информации.

4. Наличие понятных и подробных методик расчета всех показателей бюджета города, их стабильность.

5. Закрепление норм и процедур, регулирующих лоббистскую деятельность в отношении формирования городского бюджета.

6. Опубликование городского бюджета по специально разработанной местной классификации, которая должна представлять собой разбивку бюджета по городским комитетам и ведомствам с подробнейшим изложением всех расходов вплоть до расходов на приобретение пачки бумаги или авторучки.

Каждому жителю города бюджетные знания

Прозрачность бюджетного процесса требует эффективного внешнего контроля. Следовательно, необходимо обеспечить повышение уровня бюджетной квалификации депутатов Саратовской городской думы, лидеров действующих на территории города Саратова политических партий и общественных объединений и активных жителей города. Я считаю, что отчет об исполнении городского бюджета необходимо издавать тиражом в 250000 экземпляров и распространять его бесплатно по всем почтовым ящикам жителей города Саратова, вовлекая таким образом в повседневные городские проблемы.

Итоги публичных слушаний

Нулевые. 17 апреля все участники (за редким исключением) публичных слушаний по отчету об исполнении бюджета за 2011 год, на мой взгляд, купались во лжи и лицемерии. Никакого реального отчета об исполнении бюджета на публичных слушаниях не только не было, но даже и не предполагалось.

Наши городские депутаты во главе с Олегом Грищенко в принятом ими Положении о бюджетном процессе в муниципальном образовании «Город Саратов» предусмотрели публикацию расходов бюджета исключительно только по ведомственной структуре расходов бюджета и, таким образом, запретили администрации города отчитываться перед жителями города за потраченные городские деньги в полном объеме.

Городская власть в очередной раз добилась своего: возможности для разворовывания городского бюджета остались безграничными, одновременно наглядно показав всем жителям города, что дары свободы не для них, что они не более чем дойное стадо коров, годных только чтобы их резали и доили.

Лично я воспринимаю публичные слушания заслуженной очередной пощечиной жителям города за нашу личную и коллективную нравственную ущербность. Впрочем, мы, жители города, равнодушные к зову чести, привычно указанной пощечины не заметили. Теперь вся эта игра в отчет повторится в городской думе. Кстати, вы, уважаемые читатели, обратили внимание, что нет ни одного (ни одного!) честного депутата городской думы, который бы публично требовал открыть городской бюджет?

Подумайте, почему? А когда придет на ум достойный ответ, задайте себе основной вопрос: нужны ли вам такие городские депутаты, которых трудно назвать честными?

Это тем более важно, что скоро выборы депутатов Саратовской областной думы.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=17052012051912&oldnumber=618