"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 15 (617) от 03.05.2012

Конкурс

В главной роли – виолончель

Светлана ТЕНЕТКО

С 25 апреля по 2 мая в Саратове прошел первый Международный конкурс виолончелистов им. Святослава Кнушевицкого. Конкурс проводился под патронатом Минкульта РФ. Саратовцы, следящие за филармонической афишей, конечно же, помнят три весенних фестиваля «Приношение Кнушевицкому», в которых принимали участие российские и зарубежные музыканты.

И опять Саратов «впереди планеты всей» – первый конкурс виолончелистов международного уровня прошел именно у нас. В конкурсе приняли участие 34 участника из 6 стран мира.

Перед заключительным концертом 1 мая состоялась пресс-конференция по итогам конкурса, участниками которой стали Игорь Гаврыш – народный артист России, профессор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, председатель жюри; Сергей Усанов – заслуженный деятель искусств России, член Международного жюри конкурса, директор конкурса; Андрей Золотов – заслуженный деятель искусств России, академик Российской академии художеств, член Союза композиторов, профессор; Мария Кнушевицкая (дочь Святослава Кнушевицкого) – заслуженная артистка России, актриса театра Моссовета; Эдуард Грач – народный артист СССР, профессор; Андрей Устинов – главный редактор газеты «Музыкальное обозрение», заслуженный деятель искусств России, председатель Совета ассоциации музыкальных конкурсов России.

Конкурс имени Кнушевицкого получился удачным, по мнению председателя жюри. При этом уровень исполнения был не ниже европейского, возможно, даже в чем-то конкурс, в котором проявились черты «русской исполнительской школы», был более ярким.

Самое главное, пожалуй, что это чисто виолончельный конкурс. Вроде бы, что удивительного в конкурсе одного инструмента, скажет неискушенный читатель. Дело в том, что хороших виолончелистов не так уж много. Видимо, поэтому виолончель как инструмент часто включали в «сборные» конкурсы. Тот факт, что у виолончелистов появился собственный конкурс, притом со статусом международного, дорого стоит. Это подчеркнул и Андрей Устинов, считая, что «семья» ассоциаций конкурсов, а их на сегодняшний день насчитывается около 130, пополнилась еще одним серьезным состязанием.

На конкурс было подано 57 заявок, для виолончели это много, считают члены жюри. Например, на последнем конкурсе им. П.И. Чайковского было лишь 23 виолончелиста. По различным причинам некоторые конкурсанты не смогли приехать на конкурс. Число участников по группам разделилось следующим образом: младшая группа (до 18 лет) – 17 конкурсантов, старшая группа (с 18 до 26 лет) – также 17.

В составе жюри конкурса – ученики Святослава Кнушевицкого, известные деятели мирового музыкального искусства из Кореи, Нидерландов, Израиля, России (Санкт-Петербург и Саратов).

По мнению Сергея Усанова, в Саратове зарождается крупное международное событие, а с ним возрождается имя Кнушевицкого, выдающегося виолончелиста, незаслуженно забытого. «Лауреат первого международного конкурса виолончелистов им. Кнушевицкого» для музыканта не просто красивые слова. Саратов же может по праву гордиться первенством в проведение такого конкурса. Отрадно, обратил внимание Сергей Усанов, что конкурс привлек внимание не только исполнителей, но и зрителей.

«Хотя я родилась и росла среди музыки, но я драматическая актриса, и не имею права профессионально говорить о конкурсе, – заметила Мария Кнушевицкая. – Но мне хочется сказать, что для папы, Святослава Николаевича, музыка была его жизнью, его предназначением, которому он служил всю жизнь. Душевное тепло, которое вылилось на папу со стороны устроителей и участников конкурса, наверное, самое главное».

Подводя итоги конкурса, можно говорить, что музыкант продолжает свой творческий путь – не только в учениках, но и в участниках конкурса, считает Андрей Золотов. «Хотелось бы, чтобы на саратовской набережной в числе знаменитостей на одной из «звезд» появилось имя Святослава Кнушевицкого», – высказал свое пожелание Золотов.

Система оценок конкурсантов, по мнению председателя жюри, была выстроена таким образом, чтобы исключить возможность личностных трений между членами жюри в процессе обсуждения. Первую премию в старшей группе получила Эллина Фасхитдинова (Россия – ученица Игоря Гаврыша, девушка очень трудолюбивая и талантливая, по словам педагога). Виолончелист из Китая Ли Чжи Фан (младшая группа) покорил председателя жюри своей детской непосредственностью, непоседливостью и любознательностью. «Человек с открытым сердцем, солнышко маленькое», – так ласково, почти по-отечески, отозвался о нем Гаврыш. Жюри отметило удивительное дарование в звуке у юного музыканта, эмоционально ярко очерченное звучание, в котором чувствуется образное наполнение.

Первую премию в младшей группе с Ли Чжи Фаном разделил Иван Сендецкий (Россия, Санкт-Петербург), у которого, по мнению жюри, сочетается юность со зрелостью, удивительная технологическая пластика и вызвученная техника, кроме этого еще и хорошее звукоизвлечение, что, как с сожалением признал Гавриш, «у нас утеряно, вернее будет сказать, много лет не культивируется». То самое звукоизвлечение, которым отличалась виолончель, чем славен был Кнушевицкий и мир принял за точку отсчета как «русский длинный смычок».

Первый Международный конкурс виолончелистов завершился традиционным концертом с участием победителей.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=3052012010948&oldnumber=617