"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 15 (617) от 03.05.2012

Худсовет

Бешеные и деньги

Екатерина БОГДАНОВА

Современней Островского может быть только Островский. Но Островский, которого делает на сцене вдумчивый и чувствующий современность театральный режиссер. Такой, как народный артист России, лауреат международной премии им. К.С. Станиславского Александр Кузин, который, по его же собственному признанию, пытается «говорить о современности через классические тексты». В Саратовском театре драмы предметом такого «разговора» стала комедия «Бешеные деньги» по одноименной пьесе великого драматурга.

Генеральная репетиция долгожданной вещицы пришлась на вечер четверга, 26 апреля. На главной сцене появился герой актера Александра Кузьмина Савва Геннадич Васильков – неуклюжий, простодушный провинциал с мужицкими замашками, смешной и трогательный одновременно. Именно этого персонажа, характер которого круто меняется, если не сказать, ломается по ходу действия пьесы, Кузин посчитал нужным поставить во главу угла. Его Васильков, несмотря ни на что, уверен в себе и практически несгибаем; даже в тот момент потрясения и душевной слабости, когда он узнает об измене Лидии (Зоя Юдина), он быстро находит в себе силы жить дальше.

Саратовская публика уже порядком изголодалась по классическим театральным постановкам со всеми приличествующими им атрибутами: соответствующим эпохе костюмам и их смене, аутентичному оформлению сцены, музыкальному сопровождению, роковое громыхание которого не превращает сцену в своего рода ущербный танцпол.

Режиссура Кузина, как он сам считает, далека от того, чтобы быть агрессивной. Зрелищность его спектаклям придают не внешние атрибуты, а внутреннее содержание. «Бешеные деньги» Островского, которые теперь «заживут» на саратовской сцене, не оставляют в этом никаких сомнений.

Первое, что бросается в глаза – это удивительная компактность театрального произведения. Даже во время прогона было заметно, до чего отточены и выверены малейшие движения действующих лиц. Кажется, что в этой постановке просто не может быть ничего лишнего. Создается впечатление, что даже предоставленная занятым в постановке артистам театра Виктору Мамонову и Андрею Седову определенная свобода в части построения их персонажей, и та продумана до мелочей. Образы, которые получились в результате у обоих, на редкость выразительные.

Даже трудно представить, что Кучумова, этого пожилого, падкого на удовольствия, не стесняющегося ради «пользы тела» приврать барина, на сцене академдрамы мог сыграть кто-нибудь, кроме Виктора Мамонова. Возможно, такие роли для актера и не новы, зато в них он поистине неподражаем.

Неслужащий дворянин Иван Петрович Телятев, которого представил Андрей Седов, понравился зрительской аудитории не меньше. Неунывающий весельчак и балагур, этот персонаж, как ему и положено, без труда сглаживает любые острые углы, которые могут обнаружить себя даже в комедийной коллизии.

Зоя Юдина играет красивую, но избалованную гордячку, воспитанную в том духе, чтобы как можно выгоднее продать будущему мужу себя и свою красоту. До сих пор в некоторых театрах к репетициям «Бешеных денег» приступают только тогда, когда в труппе имеется актриса, подходящая на эту роль.

Для Кузина, однако, по его же собственному признанию, центральным персонажем является отнюдь не Лидия, а Васильков. Его Лидия – ничем не примечательная, статичная героиня. Она мало чем отличается от современных барышень, находящихся в активном поиске супруга-миллионера, и даже к концу пьесы не кажется способной на то, чтобы переосмыслить собственные взгляды.

Столь же непримечательна ее мать, Надежда Антоновна Чебоксарова (Евгения Торгашова). Во многом именно ее усилия привели к тому, что дочь с юных лет научилась отождествлять себя исключительно с товаром на рынке. Самого щедрого покупателя и не менее щедрого владельца девушка дожидалась до двадцати четырех лет и прождала бы еще, если бы семейные обстоятельства не заставили ее срочно обзавестись богатым мужем для покрытия немалых долгов и обеспечения дальнейшего роскошного существования в Москве. Почти случайно этим мужем оказался без памяти влюбленный в Лидию молодой провинциал Васильков. А дальше… Лидия могла бы его сломать, воспользовавшись советом матери, а Васильков и в самом деле мог застрелиться, но тогда история закончилась бы трагически и, в общем, банально. Герой Островского, однако, сумел побороть собственные чувства, так что раздавленной и осмеянной оказалась сама корыстолюбивая светская барышня.

Как и подобает комедии, получившийся спектакль – достаточно легкий и смешной, хотя вызываемый им смех далек от безудержного хохота или сарказма. Это смех, который обычно влечет за собой узнаваемость – ситуаций, характеров, поведенческих схем… Актерская импровизация тоже играет немаловажную роль, но складывается ощущение, что не она поставлена во главу угла. Главное, что своим Островским Александру Кузину удалось и порадовать и удивить саратовскую публику. А чего желать более?

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=3052012010635&oldnumber=617