"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 10 (612) от 29.03.2012

Вернисаж

Придет серенький волчок…

Лана СОКОЛОВА

В моем детстве знакомство с тотемами и тотемными животными произошло в произведениях об индейцах Купера и Мая – Чингачгуке и Виннету. Помните, как описывает Фенимор Купер Чингачгука с сыном и рассказывает о нанесении племенного тотема могикан – синей черепахи. С возникновением жанра «славянской фэнтези» интерес к тотемам, вероятно, получил новый толчок.

Выставка «Волк в помощь», открывшаяся в музее этнографии, несколько необычна уже тем, что уличное направление искусства граффити представлено в стенах музея. Сразу оговоримся: музейные стены не пострадали. Все работы представлены на бумаге.

По мнению музейщиков, выставка в первую очередь привлекла внимание новизной. Животные, изображенные художником Александром Гнутовым, предстают в совершенно другом, необычном образе – как символ, тотем. В работах присутствуют в основном белый и черный цвета, реже – красный. На стенах музея мирно соседствуют красные волколисы, черные волки, совы, диковинные рыбы, порожденные фантазией автора образы, лишенные какой бы то ни было конкретики. Все это, по мнению заведующей музеем Ольги Верновой, воспринимается как персонажи из потустороннего мира, обращая нас к славянской мифологии, символике славянских народов, приподнимая совершенно новый пласт, который музейщикам еще предстоит разрабатывать и изучать.

Выставка небольшая – около 30 графических работ. По мнению автора, Александра Гнутова, это, скорее, приглашение к дискуссии. В последнее время художники, работающие в стиле граффити, все чаще обращаются к образам животных; по мнению Гнутова, это связано с тем, что наше технократическое общество в момент кризиса и стресса возвращается к таким архаическим практикам, как тотемизм. У тотемизма, считает художник, достаточно большой потенциал в современном мире, т. к. традиционные религии достаточно жесткие и не оставляют для креативного человека пространства для творчества, а тотемизм как раз предоставляет подобное пространство, поскольку можно трактовать животных в самых разных качествах.

Например, очень популярно психотипически определять людей, сравнивая их с тем или иным животным. Эстетической родиной, по собственному признанию, художник выбрал для себя архаическое искусство кельтов, славян, скандинавов.

По мнению Андрея Боровского, научного сотрудника музея краеведения, проект Гнутова весьма серьезен. Поскольку, считает Боровский, мы живем в эпоху постмодернизма, поэтому слова, которыми мы пытаемся описать все, что видим и создаем, будут сопровождаться приставками «нео» и «пост». Беря для выражения своих идей достаточно понятный широким слоям аудитории пластический язык, идущий от граффити, напоминающий татуировку, художники затрагивают темы, о которых никто не говорит и редко вспоминает. Возможно, это способ рассказать современникам об утраченных знаниях, находящихся в состоянии архетипов того, что мы чувствуем. Тотем, идол, предмет поклонения – то, что всегда было в человеческой цивилизации. Нынешнее общество на самом деле так же наполнено тотемами и идолами, у каждого они свои.

Рассматривая представленные работы, вспоминая о персонажах эпоса и мифологии, каждый может сравнить, что для него сегодняшнего является тотемом и чему он поклоняется. Возможно, это просто набор символов, картинки из сказок, и, тем не менее, это современный текст. Любая современная культура – это культура текста. Текста, который, по мнению Боровского, творится с обеих сторон: тем, кто его создает, и тем, кто его воспринимает. Главное в современном искусстве – интерпретация. Искусство происходит не в раме, а между рамой и зрителем, поэтому у каждого будут свои ассоциации, полагает Андрей Боровский.

Несмотря на разнообразие образов, все же центральным персонажем выставки можно назвать волка. Волка причисляют к одному из зверей славянского Дажбога (по крайне мере, так говорят сайты). Волк – это сильное и опасное животное – не вызывало у славян противоречивых чувств, т. к. ассоциировалось более с мудростью и справедливостью. Волк считался тотемным предком многих славянских племен; как у любого тотемного животного, у волка было несколько прозвищ, заменяющих настоящее имя – «серый», «лютый».

Во многих сказках волк – это проводник по заколдованному лесу, воплощение загробного мира. Проводник, впрочем, не бескорыстный: за свои услуги волк всегда брал плату – коня или скот. Достаточно вспомнить сказки о царевиче и сером волке.

Волк в исторических и мифологических проявлениях предстает перед нами, как существо двуединое. С одной стороны, он тесно связан с солнечными божествами, мудрый и верный спутник, могущественный прорицатель. С другой – хищный демон, чужой зверь из мира мертвых. Не отсюда ли предостережение колыбельной «… не ложися на краю, придет серенький волчок и утащит во лесок…».

Кому не нравится волк, может обратить внимание на менее хищных созданий. Хотя, если предположить, что в каждом из нас есть что-то от зверя, то самая милая и пушистая зверушка, если ее разозлить, может превратиться в ужасного монстра. Есть над чем поразмыслить…

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=28032012234659&oldnumber=612