"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 10 (612) от 29.03.2012

Худсовет

За гранью нервного срыва, или Что финну смешно, то русскому – грустно

Екатерина БОГДАНОВА

В ходе проведенной в театре драмы еще предпремьерной пресс-конференции приглашенного финского режиссера Йоэла Лехтонена создалось впечатление, что гость больше всего опасался выглядеть на подмостках банально. Но после состоявшегося 22 марта генерального прогона его творения «Хаос. Женщины на грани нервного срыва» по одноименной пьесе современного драматурга Мики Мюллюахо оказалось, что скандинавское понимание смешного так плохо соотносится с российской действительностью, что избежать банальностей, да еще в ужасающих масштабах, маэстро никак не удалось.

Пожалуй, «импортному» финскому юмору даже нужно делать скидку на российский менталитет. Поскольку то, что для финна смешно и местами даже дико, для среднестатистического нашего соотечественника – всего лишь набившая оскомину проза жизни. Посему ничего удивительного нет в том, что героини, находящие утешение в любовниках, антидепрессантах и алкоголе, а потом избивающие посетителей кафе и оказывающиеся за решеткой, вызывают в зале только вежливые усталые смешки.

Наверное, спектакль больше соответствовал бы своему жанровому определению, обозначенному как «современная комедия», если бы автору пьесы (мужчине, кстати сказать) действительно удалось бы прочувствовать всю непостижимость «загадочной женской души». Если уж проводить параллели, аналогичное произведение про доведенных до нервного истощения представителей сильной половины человечества удалось ему не в пример лучше.

В спектакле Йоэла Лехтонена заняты три ведущих саратовских актрисы: Любовь Воробьева в роли учительницы младших классов Софии, Татьяна Родионова как психотерапевт Юлия и Эльвира Данилина, которая сыграла журналистку Эмми. По замыслу режиссера, эти же три артистки появляются на сцене и в качестве других персонажей, в том числе и мужских: мужа Софии Маркуса, мужа Эмми Лео, пациента Юлии, посетителя кафе. Собственно, в общении с журналистами Йоэл Лехтонен пообещал, что мужчины на сцене будут. Но какие…

Нельзя сказать, что сюрприз не удался, а режиссерская задумка не интересна, но буффонадные финские «парни» все равно получились на любителя. До клоунады «современная комедия», конечно, не дотягивает – уровень не тот – но подобные действующие лица явно тяготеют к этому жанру. Появление первых персонажей еще вызывает ответную реакцию у зала, но постепенно возникает эффект пресыщения и ощущение, что одним и тем же удачным приемом бесстыдным образом злоупотребляют.

Признаком прогрессирующего нервного срыва, наверное, следует считать стремление всех трех героинь выражать собственные мысли, не говоря уже об эмоциях, с помощью крика. Но что, если и среди зрительской аудитории найдутся неуравновешенные особы? За два часа, которые занимает собой действо, произойти может всякое, и аудитория вполне может возжелать применить на практике те рецепты для снятия стресса, которые предлагает финский драматург.

К сожалению, лицезрение трех истеричных, очень стереотипных барышень бальзаковского возраста, вызывающих скорее жалость, чем смех, уже ближе к середине просмотра заставляет с тоской задуматься о вечном: а где же, собственно, обещанная комедия, пусть даже в современном формате? Хотя, впрочем, не исключено, что таковой публике преподнес пьесу режиссер, разглядевший в комедии присущую сегодняшним временам трагедийность.

«Проблемы решаются через шоковые ситуации», – уверен режиссер. По озвученной им статистике, в такой небольшой стране как Финляндия около 25–30 процентов населения заглушают душевное состояние приемом антидепрессантов. В последнее время эти лекарства стали таким же незаменимым, если не сказать, модным, аксессуаром, как сотовый телефон. В шоковую эта ситуация перерастает тогда, когда на прием медикаментозных препаратов накладывается употребление алкоголя. Подобная коллизия и печальные последствия, к которым она приводит, в постановке есть. И, вместе с тем, создается ощущение, что зритель чего-то недополучил. Не указания ли на пути выхода из запутанных жизненных ситуаций? Ведь от премьеры всегда по-детски ждешь хотя бы маленького, незначительного, но подарка.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=28032012234620&oldnumber=612