"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 10 (612) от 29.03.2012

ЖКХ

Чиновники проводят советизацию Саратова

29.03.2012

Сергей ПЕРЕПЕЧЕНОВ

На территориях города всегда есть люди более информированные и более «продвинутые», чем остальные. Если они, не являясь депутатами или чиновниками, еще и более деятельны в пропаганде своих знаний и пытаются применить их на практике, то эти люди называются подвижниками. В нашем Саратове подвижникам всегда приходится противопоставлять свои знания, устремления и дела сонному царству бесплодных местечковых разночинцев, которые в свою очередь стараются выдать нас – а я отношу себя к сообществу подвижников – за городских сумасшедших. Ну что ж…

Когда в 2004 году готовился к утверждению новый Жилищный кодекс РФ, подвижники забили тревогу, узнав основную идею этого закона – весь жилищный фонд многоквартирных домов (МКД) уходит в управление частным компаниям. Для жителей российских городов и весей никогда не было сомнений в спорности подобных инсинуаций – кто управляет, тот и имеет. И хотя к тому времени нас уже не один год уверяли в том, что именно житель является самым эффективным собственником, практика показывала обратное. Еще до принятия ЖК в Саратове начался процесс рейдерского захвата прав, имущества и земли горожан так называемыми «глобальными ТСЖ» и ассоциациями – Фрунзенский и Ленинский районы. По сути, эти структуры являются управляющими компаниями и ничем иным. Так вот, по инерции захват города управляющими компаниями продолжился и в 2005 году, и позже, т. е. уже при действовавшем Жилищном кодексе, который прямо говорит о том, что органом управления МКД (в основном одним домом) является собрание жителей-собственников, на котором решения принимаются большинством.

В Саратове в 2005–2008 гг. шел беспрецедентный произвол со стороны управляющих компаний («Центр-Дом» в Октябрьском районе, ООО «Жилкомплекс» – в Кировском), лоббирующих их интересы чиновников и депутатов, при молчаливом согласии с происходящим т. н. «общественников» из ОПы, ОКС, общественного совета облдумы. Многие из нынешних политиков системы МСУ в Саратове, служа ей все эти годы, не несут никакой ответственности за происходившее и происходящее? Неужели нужно быть городским сумасшедшим, чтобы понимать, что без доверия между участниками и партнерами, коими должны являться депутаты, чиновники, жители-собственники, предприниматели, не может быть никакого местного самоуправления?!

Прямо говоря, что теперь, когда это доверие растоптано, когда УК и стоящие за ними разбогатевшие коммерсанты от ЖКХ несколько лет обирают горожан, превратив значительную их часть в нищих, можно и с населением начать заигрывать.

И высокие правительственные чины, и глава Саратова Олег Грищенко, и кто только… – не прошлись в последнее время с критикой «сверху» (многолетняя «снизу» ими не воспринимается на дух) в адрес управляющих компаний, районных администраций. Последние, в угоду этой «политики заигрывания», вдруг бросились создавать некие сомнительных свойств районные общественные советы. В Ленинском районе собрали 120 из 480 угодных администраторам председателей ТСЖ и ЖСК выбрали из них 17 самых угодных, которые и станут собственно «общественным советом». На этой неделе прошло рабочее совещание по созданию подобной структуры и по подобному сценарию и в Заводском районе. Чиновники довольны! Глава города, наверное, тоже – будто довольными собой они не были и в отсутствие этих советов.

Я обзвонил ряд подвижников из «Народного жилищного форума», существовавшего в Саратове в 2005–2009 годах. Никто из них, – а некоторые из них в выстраданных позициях стали председателями т. н. «народных ТСЖ», создали правозащитные центры, просто авторитетны перед жителями, – не приглашен к участию в этих советах. Все они воспринимают «инициативу администраций» как очередной симулякр, как очередную имитацию деятельности чиновников и «прикормленной общественности».

В мировом опыте организации местного самоуправления общественные советы и гражданские комитеты создаются с целью учета максимально широкого мнения самых разных сословий жителей и их объединений в выработке каких- либо решений. Кроме того, эти структуры при органах власти, МСУ и высоких должностных лицах способствуют расширению гражданского участия в местном самоуправлении и других демократических процессах. Стоит ли говорить, что в этом должна быть заинтересована сама власть, ее представители – губернатор, глава города, депутаты – в первую очередь!

Какие решения могут вырабатывать районные администрации, коли они сами способствовали тому, чтобы нашим имуществом и землей, как оккупанты, распоряжались частные управляющие компании в сговоре с коррумпированными чиновниками, нарушающими ими же принятые павила землепользования и прочие нормативные акты? Почему не создавали общественные советы, когда нужно было ограничить произвол и беззаконие? Почему создаются теперь – не для того ли, чтобы заставить через «своих общественников» разделить вместе с собой ответственность за многолетне происходящее в сфере ЖКХ и общественных отношений?

В подобном же ключе идет и формирование некоей объединяющей и якобы «общественной» структуры при комитете по ЖКХ администрации г. Саратова, в которую должны войти председатели Советов многоквартирных домов (МКД). Чиновники в очередной раз хотят подменить своей проснувшейся активностью инертность недоверяющих бюрократии саратовцев. Вместо людей не могут быть ни политики, ни чиновники, ни правозащитники и «общественники из самоуправляемых территорий»!

Созданию советов МКД была посвящена моя статья в газете «Богатей» от 12 января с. г. В ней я рассказал о нововведениях в Жилищный кодекс, в связи с которыми создаются эти структуры, о возможностях и интересах жителей при этом. Кроме того, в газете «Житель Саратова» с октября прошлого года я публиковал методические материалы «Института «Коллективное действие» – в десятке номеров с продолжениями расписаны полномочия совета и председателя, регламент и практические действия по проведению общего собрания в очной и заочной форме.

Тот же О. Грищенко мог бы пригласить подвижников на стезе реализации нового Жилищного кодекса из «Народного жилищного форума» и других неформальных объединений, журналистов, служащих этой теме, политиков из оппозиционных партий и движений и поговорить о потребностях и интересах горожан при создании территориальных структур их гражданского участия в городском самоуправлении – было бы нормально. Как, конечно же, нормально и то, что глава города и прочие высокие должностные лица выбирают себе других советников. Только на результаты многолетней бесплодной деятельности этих «прикормленных общественников» нужно иногда смотреть и видеть, что все, что они ни делают с 90-х годов – не для людей. Боюсь, что и советы нынешние – тоже.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=28032012234040&oldnumber=612