"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 8 (610) от 15.03.2012

Путешествие

Мартовский Краснодар

Светлана ТЕНЕТКО

«Столица Кубани и Олимпиады» – так называют Краснодар… Не правда ли, это так напоминает не столь давнюю «манию величия» о «Столице Поволжья» нашего бывшего губернатора. Правда, жители, относятся к такому «званию» с долей иронии.

Краснодар встретил вовсе не весенней погодой. Казалось, что легкий морозец и снег я привезла с собой из Саратова. Вообще-то, обычно в марте здесь уже проглядывает зеленушка, но на этот раз, накануне моего приезда, выпал снежок, который остался лежать в основном на полях. Впрочем, такая не совсем весенняя погода и легкая промозглость не помешала небольшой прогулке по городу – в основном по его главной улице.

Первое, что видит приезжающий, – вокзал. К старому зданию, которое сейчас закрыто, пристроены два современных крыла в стекле и металле: южное и северное – для пригородных поездов и дальнего следования соответственно. Новые залы, судя по всему, не рассчитаны на большой пассажиропоток, поскольку залы ожидания (VIP зоны во внимание не берем) весьма небольшие. Скорее всего, летом, когда пассажиров в южном направлении будет побольше, им придется довольствоваться собственными чемоданами в качестве кресел и свежим воздухом на перроне. Пока же все выглядит весьма пристойно и даже мило: где еще увидишь оставшихся со времен Союза Ленина и Маркса в полный рост, довольно хорошо сохранившихся и даже подкрашенных в золото. Незабвенный Владимир Ильич красуется и перед ДК железнодорожников, что находится чуть наискосок от вокзала. Напротив железнодорожного вокзала – новое здание автовокзала (старое же так и стоит в сторонке).

Площадь между двумя вокзалами отдана под стоянку, на подъезде к вокзалу (на одной из полос дороги) стоит будочка со шлагбаумом и специально приставленным к этой будочке господином в униформе. Щит на будочке гласит об изменении порядка нахождения транспорта на привокзальной площади. Машинки вежливо притормаживаются у этой конструкции: наверное, страж будки разъясняет водителям новый порядок. Надо сказать, что краснодарская привокзальная площадь, с точки зрения наличия всевозможных продларьков, магазинчиков и кафешек, оставляет впечатление почти суровой аскетичности.

К площади двух вокзалов ведет улица Мира; кажется, что названия улиц здесь не изменились. Хотя на некоторых, как, например, на Мира, новенькие уличные таблички гласят, что в Екатеринодаре (первое название города) эта улица называлась Екатерининская. Думается, что попав в Краснодар, путешественник, имея под рукой карту, без труда сможет найти нужный адрес – уличные таблички и номера на домах здесь явление само собой разумеющееся, причем не только в центре города, но и на станичных окраинах.

О том, что когда-то город назывался Екатеринодаром, напоминают уже подзабытые саратовцами чугунные скамейки и урны с золотым вензелем «Е» на главной улице города – Красной, по выходным превращающейся в пешеходную зону. Красная – почти наш «Проспект» – только к многообразию магазинов и кафе добавим три театра (драма, оперетта и театр кукол), парочку административных зданий, филармонию и концертный зал, несколько библиотек... Это мы гуляем только в одну сторону (условно – по направлению к вокзалам). К несомненным достоинствам города можно отнести его зеленые зоны: только на пройденном отрезке Красной насчитывается несколько небольших парков, это не считая деревьев на улице.

К сожалению, Краснодар не избежал участи точечной застройки. Особенно выбиваются из ансамбля подобные архитектурные изыски в некотором отдалении от центра, в частных застройках. Вообще, для Краснодара частные дома с участками в центре города явление вполне обычное, вероятно, как и для других южных городов. Глядя на частные домики, можно увидеть замечательные экземпляры полета архитектурной мысли и финансового положения заказчика. Красная тоже не избежала участи некоей «перестройки» и добавления в ансамбль новеньких стеклянно-металлических «монстров».

На площади Пушкина «наше все» стоит как обычно – спиной к библиотеке имени себя (интересно, почему все памятники лицом к дороге и практически «спиной» к людям?). Стоит он, значит, в полный рост со скрещенными на груди руками и с грустью взирает на концертный зал – бетонную конструкцию времен социализма. Здание давно уже потеряло свой товарный вид, но, наверное, продержится еще долго. Рядом с библиотекой, за спиной Александра Сергеевича, обосновался огромный стеклянной бетонный «шедевр» архитектуры, имя которому – Краснодарский краевой суд. Напротив суда, в начале площади, скромненько стоит краеведческий музей. Такая вот забавная история архитектуры с литературой получается. Добавим к этому цепи с вензелем «Е», перекрывающие въезд на площадь. Пушкин-то, конечно, памятник – где поставили, там и стоит, а вот соседство с ним некоторых учреждений аллюзии вызывает, прямо скажем, грустные.

Простимся с Александром Сергеевичем и накануне женского дня посмотрим, что же происходит на улице. Мужчин «со взором горящим» в поисках подарков для своих половин замечено не было. Дамочки по случаю короткого предпраздничного дня шествовали со службы в благостном расположении духа с букетами желтых тюльпанов, реже встречались розы и гвоздики, а вот популярный в наших широтах весенний цветок (вернее, дерево) мимоза вообще отсутствовал. Яркие пятна тюльпанов вносили в непривычно холодную мартовскую погоду весеннее настроение, в такт которому из репродукторов звучали песни восьмидесятых. А вечером, по случаю праздника, – концерты.

На один из таких в станичном ДК поехали и мы. (Станицы в Краснодарском крае не всегда то же самое, что наши деревни по удаленности от города. В спальные районы Краснодара иногда входят станицы и поселки – что-то вроде наших Юбилейного или Комсомольского.) Зал на 500–600 мест был полон, попали на концерт «на лишний билетик» – напомню, что это был концерт коллективов местного ДК и никаких заезжих «звезд» там не ожидалось.

Честно говоря, танцевальные ансамбли оказались на удивление сильными и, говорят, довольно известными не только в крае, но за рубежом. Программа, в основном, строилась на народных песнях, танцевальных бытовых сценках, казачьих плясках – все это с яркими костюмами и хорошей техникой. Порадовало и то, что в ансамблях танцуют не только девушки, как это часто бывает, несколько номеров были исполнены исключительно в мужском составе, причем возраст танцоров примерно от 13–14 до 20–25. Судя по всему, такие концерты не исключение, а правило, и в зале не только «группа поддержки».

В заключение пару слов о транспорте. Уехать из центра города вечером на окраину такая же проблема, как и в Саратове. Транспортное сообщение в «спальные» районы вне трамвайно-троллейбусных путей в основном держится на маршрутках. А как работают маршрутки, думаю, говорить не надо, краснодарские – не исключение из правила. Маленькие ГАЗельки набиваются «под завязку», а вопрос о билетах (разумеется, в обмен на деньги) вызывает у водителя откровенное недоумение. И все же приятно было увидеть, что по улицам Краснодара бегают новенькие экобусы и троллейбусы энгельсской «Тролзы».

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=15032012123236&oldnumber=610