"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 7 (609) от 01.03.2012

Худсовет

Отелло мог бы быть русским

Екатерина БОГДАНОВА

Шекспира и его «Отелло» театральная публика разных городов, разных стран видела уже всяким. И все равно каждая новая постановка сопоставима с перечитыванием любимой книги: она открывает новые смыслы, высвечивает ранее не заметные детали.

Примерно такие же ожидания были связаны и с дипломным спектаклем студентов курса заслуженного артиста России Игоря Баголея, впервые представивших плод своих репетиционных фантазий на генеральном прогоне в академдраме 16 февраля.

Примерно в середине спектакля стало окончательно понятно, в чем заключается его «изюминка». Да, знаменитого мавра на сцене видели всяким, но обрусевшим – пожалуй, еще нет. Учащиеся театральной мастерской Игоря Баголея такую возможность зрителям предоставили.

Сказать, что Отелло (Сергей Калинин) местами по ходу действия ведет себя несдержанно – значит, ничего не сказать. Хотя российского зрителя вряд ли смутит тот факт, что к истерии на сцене оказываются склонны многие шекспировские персонажи. Дело доходит даже до технично и весьма натуралистично выполненной кулачной расправы, а редкие, но эмоциональные любовные сцены только усиливают сходство спектакля с телевизионным боевиком.

Но, даже выполненный в такой, несколько непривычной, стилистике, «Отелло» остается вполне узнаваем. Студенты и художественный руководитель курса посчитали нужным взять за основу постановки известный перевод Шекспира авторства Бориса Пастернака, правда, начисто преобразив внутренний ритм произведения интонацией прозы с проскальзывающими нотками истерии. Но эти моменты можно назвать лишь отступлениями от классического, если не сказать, буквального изложения знаменитой пьесы. Зато приблизить к сегодняшней реальности трагедию давно минувших дней попытался художник-постановщик Юрий Наместников. Не мудрствуя лукаво, он обрядил героев в современные костюмы стиля «кэжуал», заготовив удобный брючный комплект даже для самой Дездемоны. Декорации при этом смотрелись не менее скромно, чем сами костюмы.

«Гвоздем программы», безусловно, должен был бы стать отрицательный герой Яго в исполнении Давида Степаняна. Молодому актеру предстояло одновременно исполнить роли сразу двух персонажей – поручика Отелло и духа похотливого божества. Второй образ, однако, удался Давиду неизмеримо лучше, чем первый. Вжившись в роль, юноша вдохновенно исполнял на сцене пластичные кривлянья.

Настоящего мавра зрители, к сожалению, так и не увидели – этого не произошло даже к концу почти трехчасового действа. И не только из-за того, что менять природный цвет кожи молодого актера Сергея Калинина намеренно не стали.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=1032012035237&oldnumber=609