"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 39 (597) от 17.11.2011

Худсовет

Музыкальные сны

Светлана ТЕНЕТКО

Пятница тринадцатого некоторыми воспринимается как вдвойне мистический день. Хотя тринадцатое было не в пятницу,

а в воскресенье, но, видимо, все же есть в этой цифре что-то привлекательное, недаром же концерт симфонического оркестра филармонии представил не совсем обычную программу «Не сон

в летнюю ночь».

Проблемы сна занимали, занимают и скорее всего, будут занимать не только ученых, но и писателей, художников, поэтов, композиторов. Вот на последних мы остановимся чуть подробнее, поскольку в программе концерта прозвучали произведения композиторов XIX–XX веков, по-разному трактующих этот самый сон или сновидения (кому что больше по душе). Но без проводника, путеводителя по музыкальному миру снов, которым стал Анатолий Катц, вероятно, мы бы не смогли в полной мере уловить и почувствовать всю прелесть музыкальных снов.

За дирижерским пультом – Александр Ивашкин – виолончелист, дирижер, музыковед, лондонский профессор и верный летописец творчества Альфреда Шнитке – известен многолетней тесной дружбой с композитором, а также автор книги «Беседы с Альфредом Шнитке».

В настоящее время Александр Ивашкин живет в Лондоне и является руководителем исполнительского факультета Лондонского университета. По словам Ивашкина, в Лондоне существует фонд Альфреда Шнитке, располагающий рукописями композитора – практически все изданные ноты его произведений.

Виолончелистка Анастасия Кузнецова, даже по музыкальным меркам, очень молодая солистка, ей всего пятнадцать. За инструмент девушка впервые села в четыре года. Возможно, саратовский зритель помнит ее как победительницу одного из конкурсов им. Кнушевицкого в 2003 г. – специальный приз за яркое исполнение программы I тура. С 2009 года она обучается в Лондонской Purcell School.

Концертную программу начали, задав тон музыкальным снам, с сочинения Альфреда Шнитке «Не «Сон в летнюю ночь» с подзаголовком «Не по Шекспиру». У этого произведения, как у многих, есть своя история. Когда-то Шнитке попросили написать музыку к Шекспировскому спектаклю. После длительных раздумий, не найдя для себя никаких особенно новых решений («Сон в летнюю ночь» Мендельсона уже был написан), он написал сочинение, представляющее собой своеобразный коллаж, начинающийся в манере подражания старым мастерам классической музыки. Кто хотя бы раз слышат музыку Шнитке, наверняка знает, что его сочинения не могут быть предельно простыми и понятными, что называется, для всех. Вначале произведение звучит стройно и мелодично, слушатель «расслабляется», вот тут-то его – расслабленного и умиротворенного – буквально «накрывает», на первый взгляд, «какофония» ударных и струнных. Но в этом кажущемся беспорядочном наборе звуков существует своя стройность и гармония, как в процессе сна с его разными фазами. В стройное «повествование» вдруг врываются, сменяя друг друга, образы и картинки как будто совершенно из другого сна или недавней реальности. Заканчивается же произведение весьма благозвучно, как хороший и приятный сон.

В программе концерта прозвучало еще одно произведение Альфреда Шнитке – «Cantus Perpetuus» («Бесконечное песнопение»). Это мировая премьера произведения, которое впервые звучит не только в Саратове, но и в мире именно в том виде, в котором написал его Шнитке. Произведение найдено Александром Ивашкиным в семейном архиве Альфреда Шнитке в Германии.

«Cantus Perpetuus» написано позже, чем «Не «Сон в летнюю ночь», соответственно, изменилась и «техника письма» композитора. Музыка более трагичная, драматичная, написанная для особого состава оркестра – ударных, клавишных (челеста, клавесин, фортепиано) и струнного оркестра.

«Долгое время сочинение существовало в виде рисунка в цвете, – говорит Александр Ивашкин. – Как мандала, как какая-то тибетская икона в желтом с разными разноцветными линиями. Там видно, на каком материале это сделано – разные «мотивчики», состоящие из двенадцати нот. На рисунке видны разные линии, по которым можно эти мотивы играть. Когда было первое исполнение в 1971 году, игралась импровизация по этому рисунку. Через десять лет Альфред Гариевич записал это в виде симфонической партитуры. Мы об этом ничего не знали до прошлого года. Случайно копаясь в архиве, мы с Ириной, его вдовой, нашли эту партитуру и решили сыграть. Альфред Гариевич расшифровал только одно из возможных исполнений».

Программа, а именно подбор произведений и композиторов, также принадлежит Александру Ивашкину. «Мне кажется, что в программе должна быть какая-то идея, – считает дирижер. – А живу и работаю в Лондоне, там такие программы очень популярны. Люди приходят в концерт, чтобы что-то узнать. Концерты музыки собирают там полные залы, и это не только седые старики, но и молодежь. Поэтому мне казалось, что здесь, в «городе Шнитке», и нужно впервые исполнить это сочинение. А идея концерта вполне ясна: сны, не сны…».

Продолжает тему сна «Смерть – это долгий сон» Эдисона Денисова; существует своего рода продолжение этого «тезиса»: «Сон – это короткая смерть». Вообще у этого произведения, сыгранного виолончелью и камерным составом оркестра, есть авторский подзаголовок: «Вариации на тему И. Гайдна». Правда, Гайдновская тема прозвучит в произведении почти в самом конце, поскольку автор рассматривает вариации как некую цепь сложных взаимопроникающих процессов. «Смерть – это долгий сон» – первые слова канона Гайдна из его «Двадцати четырех канонов», который Денисов, по его словам, выбрал в качестве основы для этого сочинения.

Завершили программу «Сном в летнюю ночь» Мендельсона – Корнгольца. Во всяком случае, один из фрагментов Мендельсона к Шекспировской комедии «Сон в летнюю ночь» в 1842 году знаком практически каждому. Его проходили так или иначе практически все – речь идет о «Свадебном марше».

В 1934 г. Корнгольц написал музыку к фильму Макса Рейнхардта «Сон в летнюю ночь» (1935), получившему год спустя два «Оскара». Корнгольц, следуя «заданию» режиссера добавил в оркестр инструменты, которые во времена Мендельсона еще не существовали, например, виброфон с электрическим мотором.

Как видим, «сонная» тема трактуется композиторами по-разному, и тем она и интересна, как и сами сновидения.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=16112011232126&oldnumber=597