"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 35 (593) от 20.10.2011

Худсовет

Тайны семейки Чимароза

Лана СОКОЛОВА

Театр оперы и балета не заставил зрителя долго томиться в ожидании премьер нового сезона. 4 и 16 октября зрителям представили оперу-буфф Доменико Чимароза «Тайный брак», либретто Дж. Бертати по мотивам комедии «Тайный брак» (1766 г.) английских авторов Дж. Колмена-старшего и Д. Гарика. Скажем сразу, что этот спектакль, пожалуй, лучшее, что было на сцене театра за последние лет пять.

Чуть коснемся истории этой оперы, созданной больше двух столетий назад. Первая премьера «Тайного брака» состоялась в Вене в 1792 году, на российской сцене опера появилась спустя ровно тридцать лет – в 1822 году в Петербурге.

Сюжет «Тайного брака» перенесен командой из Петербурга – режиссер-постановщик Александр Петров, режиссер Ольга Чичиланова, художник-постановщик Елена Орлова – из века семнадцатого в век двадцатый весьма аккуратно: действие происходит в Италии после Второй мировой войны, где-то в конце сороковых – начале пятидесятых годов. Место действия – лавка владельца ритуальных принадлежностей Джеронимо Чимароза. В оригинале у персонажей только имена, но, видимо, режиссер решил сразу задать комический тон, дав персонажам весьма известные фамилии. И уж если композитор Доменико Чимароза был сыном каменщика и прачки, то можно предположить, что Джеронимо вполне мог быть его потомком и продолжить, так сказать, «семейные традиции».

Отец семейства сеньор Джеронимо (В. Куценко) имеет двух прелестных дочерей – Лизетту (Н. Федосеева) и Каролину (Д. Кочарова) и вдовую сестрицу Фидальму (Н. Даринцева). Ясное дело, что папаша Джеронимо спит и видит как бы пристроить старшенькую Лизетту, девицу давно уж на выданье и с весьма скверным характером, надо сказать. А поскольку за девицей дается весьма неплохое приданое, то Джеронимо, как бизнесмен, желает получить за свои деньги некую компенсацию от будущего зятя, например, титул. Графский, баронский, герцогский – значение не имеет, лишь бы родословная была и подревнее.

Оставим на время старшую сестрицу и поговорим о младшей – Каролине. Джеронимо невдомек, что его дочурка уже замужняя сеньора, а ее законный супруг ни кто иной, как резчик по мрамору Паолино Пазолини (фамилия тоже весьма известная и в мире кинематографии, и в мире моды). Пока же влюбленные думают, как «обрадовать» папашу, и призывают друг друга к терпению («Дорогая, прочь сомненья»). Паолино (М. Кожушко), дабы легализовать брак с Каролиной, находит Лизетте импортного аристократа – с титулом, родословной, но, увы (или к счастью), без денег.

Джеронимо, получивший письмо о том, что долгожданный жених прибудет с минуты на минуту, спешит поделиться радостной вестью с домочадцами («Услышьте, все услышьте»). Лизетта, вот ведь скверная девчонка, устраивает ссору с младшей сестрой, решив, что Каролина завидует ей. В самый разгар выяснения отношений между сестрами появляется высокородный жених, граф Робинсон (В. Демидов), как и положено импортному обедневшему аристократу, на… велосипеде. Джентльмен, плейбой, он сразу очаровывает всех – Джеронимо, Лизетту, ее тетушку… («Не надо церемоний»).

Правда, новоявленному жениху приглянулась совсем другая сестра – Каролина. Не теряя времени, он начинает недвусмысленно ухаживать за ней. За этим занятием и застает коварных «предателей» Лизетта. Мы же помним, что дело происходит в Италии, а тамошний народ, говорят, весьма темпераментный и на расправу скор. Недолго думая и не взирая на лица, Лизетта запускает в сестру и графа первым, что подвернулось под руку – бутылками с водой. В результате этой «бутылочной перестрелки» в прямом смысле пострадал бедный Робинсон. Было ли это режиссерской задумкой, Лизетта ли оказалась «снайперски» меткой, граф ли попал на «линию огня», но одна из бутылок (пластиковая и почти пустая) угодила ему в лоб. Это вам не бутафорский пистолет или кинжал – потирать ушибленное место пришлось взаправду.

В доме Джеронимо творится черт знает что: дочери рыдают (старшая от отказа жениха, младшая от назойливого ухажера), жених отказывается от невесты, а тут еще и вдовая сестрица, поддавшись «свадебной лихорадке», вдруг решила, что Паолино питает к ней нежные чувства. Но наш Джеронимо не собирается отказываться от затеи: свадьба назначена, значит, она состоится. И не беда, что невестой будет младшая дочь, наш бизнесмен даже сэкономит на этом. Граф же, со своей стороны, пытается убедить Лизетту, что он совершенно ей не подходит в качестве мужа («Я капризен, я ленив»). Но уж если две женщины решили дружить против кого-то, то будьте уверены, своего они добьются. Лизетта и Фидальма убеждают Джеронимо отправить Каролину в монастырь («Что делать?»). На миниатюрную Каролину одевают черное, почти мужское пальто размера на три больше и безобразные башмаки, делающие милую девушку похожей на солдата наполеоновской армии под Москвой.

Наши молодые супруги решаются на отчаянный шаг – побег, видя в этом единственный выход. По законам жанра затея не удается, беглецы пойманы и им ничего не остается, как уповать на милость папаши Джеронимо. В итоге, все заканчивается хорошо к всеобщему удовольствию («О радость!»). Каролина и Паолино прощены; Робинсон согласен жениться на Лизетте – ведь если присмотреться к приданому в сто тысяч, то характер невесты не так уж и плох. Под занавес Паолино преподносит присутствующим милый подарочек: надгробные плиты – такой вот хэппи-энд.

Спектакль получился очень динамичный и по-настоящему театральный. Режиссер не стал перетягивать внимание от артистов и музыки на декорации и костюмы. Надо отдать должное художнику, костюмы вполне соответствовали послевоенному времени, декорации не отвлекали, а скорее, добавляли нотки своеобразного шарма происходящему на сцене.

Разве что упоминание о евро, появившегося на свет чуть более десяти лет назад, резануло слух и заставило заглянуть в программку для уточнения времени действия – все верно, после Второй мировой войны. Угроза тетушки Фидальмы отдать свою часть наследства в пользу Алтынки тоже повеселила зал. Хотя кто знает, может в Италии есть своя Алтынка... Впрочем, эти мелочи никоим образом не портили общего впечатления от происходящего на сцене.

Образ страстной, темпераментной итальянки Каролины создала Д. Кочарова. Ее Каролина более решительная, чем Паолино, больше похож на инфантильного маменькиного сынка. Очаровательный плейбой и дамский угодник Робинсон В. Демидова не раз заставлял зал взрываться от смеха.

Выражения «время пролетело незаметно» и «спектакль смотрится на одном дыхании» без преувеличения можно отнести к этой работе театра. Хочется надеяться, что «Тайный брак» прочно и надолго займет место в репертуаре театра и со временем не утратит качество исполнения. Пока же на тот спектакль хочется сходить не один раз.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=19102011235238&oldnumber=593