"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 31 (589) от 22.09.2011

Вернисаж

«Большая Волга – 2011»

Александр ДАВИДЕНКО

На третьем этаже художественного училища имени А. Боголюбова, в двух больших залах, по стенам развешаны работы, которые были отобраны на Всероссийскую художественную выставку «Большая Волга – искусство республик Поволжья» и с этой миссией побывали в Саранске. Теперь с живописью маслом, графикой и декоративно-прикладным творчеством саратовской делегации появилась возможность познакомиться и их землякам.

Надо сразу сказать, что «молодежную секцию» мы уже успели оценить на выстаке, проходившей ранее, поэтому здесь она представлена в гораздо меньшем объеме. Впрочем, от этого выставка скорее проиграла, нежели выиграла. Озадачивает ставшая общим местом ложная пафосность одних, столь же ложная многозначительность других и очевидная усталость третьих художников, отразившееся на их творчестве. Однако не все так печально. Есть и отрадное для сердца, взыскующего настоящего искусства. Правда, для их перечисления достаточно будет пальцев одной руки (ну, может быть, чуть больше).

Например, пейзаж П. Маскаева «День встречи. 2009 г.» (см. фото), который отличается большим уровнем пластического обобщения. Наиболее достоверным в привычном понимании предметности (при высокой степени условности, конечно) является изображение деревьев, на которое падает основная нагрузка в передаче эмоционального напряжения посредством формы. Но активен и цвет, особенно фиолетовый – в нижней части неба и на водной поверхности, взволнованно звучащий рядом с зеленью листвы. Легкая, чуть обозначенная оранжевая полоска на горизонте хорошо читается на фоне красок холодного спектра, преобладающего в цветовой диспозиции. Необязательный силуэт человечка, всплеснувшего руками, подсказывает еще не догадавшимся зрителям причину восторга самого художника.

Работа Н. Моисеевой «Конец зимы. 2011 г.» носит ярко выраженный экспрессивный характер: мазок пастозный, нагружающий холст, создающий не только грубые фактуры, но и объемы. Помимо экспрессии пластической формы, присутствует и экспрессия цветовых созвучий. Причем и то, и другое говорит о душевном конфликте, оказывающем влияние на настроение художника. Оптимизм желтого цвета подавляется серым и темно-бордовым, а розового – кровоточащим красным и черным.

Вместе с тем, спокойному пластическому рисунку дома и человеческих фигур противопоставлена судорожная агония искривленных голых стволов деревьев. Это – попытка жить, отвлекаясь от драматизма самой жизни, при полном осознании этого.

Если в экспозиции представлены не две-три, а всего лишь одна работа Е. Яли – «Гроза над Волгой. 2010 г.», то она производит очень хорошее впечатление (в противном случае, очевидная монотонность приема набивает оскомину, притупляя остроту восприятия). В этой работе грязноватый, бурый тон не только объединяет цветовое многообразие, проявленное через тончайшие нюансы, а не полнокровное звучание, но и является основой колористического строя. Вытравливание цвета и узнаваемой фигуративности сближает работу с абстракцией (но, конечно, не является ею), очищая эмоциональное переживание от бытийной конкретики. Здесь важна лишь совокупность чувств, как реакция на зрительные раздражения, симулирующие те или иные реальные обстоятельства. То есть Е. Яли использует способность зрителя к суггестивному восприятию того, что создал художник, оставив на холсте лишь следы узнаваемой предметности. Правда, в данном случае эти следы довольно отчетливы.

По-хорошему удивила и порадовала небольшая работа на оргалите В. Карякина «Дом егеря. 2010 г.». Отказавшись от излишней деталировки частностей, используя общие массы, лишь обозначающие, а не изображающие предмет, активизируя собственное пластическое воображение и воображение зрителя, он добился хорошего результата. Работа воспринимается цельно, все планы (а здесь очень тактично выявлены и вторые планы, перспективные сокращения) согласованы. Гармоничен и колорит. Цветовая гамма более чем сдержанна, но «земли» оживлены примесями, варьируются и оттенки белого (теплый на переднем плане и холодный с серо-голубым – на заднем).

Из молодых участников хочется отметить гобелен М. Щербакова «Ритмы Вселенной. 2011 г.», в котором разнообразные оттенки красного конфликтуют с оттенками синего, то усиливая, то ослабляя противостояние. Слоистая структура и переферийное смешение цветов, образующее темно-сиреневый периметр, замыкающий композицию и локализующий напряжение, позволяют избежать дисгармонии. Конфликты гасятся, в том числе и серыми вертикалями, «сшивающими» слои и создающими иллюзию объемности за счет поверхностного наложения на нижнюю однородную структуру. Кстати, этот гобелен представляет собой абстрактную композицию, поэтому такое особое значение имеют соотношения цветных пятен – по форме, по размерам, по цвету, по распределению на плоскости.

Можно было бы упомянуть еще некоторые работы, но в них практически отсутствует творческий азарт, то горение, без которого творчество – не творчество, а обязательная рутина. Эта выставка, как и многие другие, подтверждает мнение об апатии художников среднего и старшего возраста – апатии в отношении подобных смотров и творчества в целом. Приходиться опять надеяться на молодежь.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=22092011121332&oldnumber=589