"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 31 (589) от 22.09.2011

Фестиваль

Такое разное кино

22.09.2011

Лана СОКОЛОВА

15 сентября церемонией закрытия в кинотеатре «Пионер» завершился восьмой Международный фестиваль документальной мелодрамы «Саратовские страдания». Из двух десятков фильмов, вошедших в конкурсную программу, жюри после многочасовой работы отобрало четырнадцать, по его мнению, лучших.

В этот раз и открытие, и закрытие прошли с минимальными концертными вставками, что настроило присутствующих почти на рабочий лад.

Итак, насколько слов об итогах и фильмах-призерах.

Фильм «Семейный инстинкт» – своего рода семейный портрет, шокирующий, сюрреалистический, ужасающий (реж. Андрис Гауя (на фото), оператор Алексадрс Гребневс, Латвия) – получил сразу две награды фестиваля: главный приз губернатора области «Саратовская гармония» и приз имени Владислава Микоши за лучшую операторскую работу.

«Из Саратова с любовью» – приз главы администрации МО «Город Саратов», саратовская гармошка, уехал в Германию за фильм «Усыновленные» – о европейцах, «усыновленных» африканскими семьями – (авторы сценария и режиссеры Гудрун Видлок и Рубен Рех). Вторую гармошку – специальный приз председателя жюри «За творческий поиск» – получила работа питерского режиссера и сценариста Алины Рудницкой «Я забуду этот день» (о чем думает и что чувствует женщина за пять минут до аборта).

Награды «За первый уверенный шаг в профессию» удостоен дебютный фильм Дмитрия Кубасова «Таня 5-я» (Москва) – таксистка Таня из тех, о ком говорят, что и коня на скаку остановит, и в горящую избу войдет, но при этом эта «бой-баба» старается быть женщиной. Зрители отдали свои предпочтения и спецприз фильму Александра Белобокова «Сегодня за окном туман» (Москва). «Тетрадь из сожженного гетто» (дневник литовской Анны Франк – два года гетто Тамары Ростовской) Евгения Цымбала отмечена наградой минкульта области.

Тема экологии, отношения к природным ресурсам поднимается в «Амуре» Андрея Титова (Екатеринбург), награжденном спецпризом «За социальную зоркость и человеческий темперамент». Еще один фильм, затрагивающий тему человека и природы, – «Тандем» москвича Ивана Савченко (приз «Кинопанорама.doc»), рассказывающий о том, как молодежь, утратившая связь с корнями предков, пытается вернуться к земле, соединяя культурные традиции Индии и России в своеобразный, ни на что не похожий микс.

В число фильмов-призеров вошли: «Не про собак» (Владимир Тюлькин, Казахстан), «Криц» (Александр Пустынов, Москва), «Кочевье» (Родион Исмаилов, Азербайджан), «Прогулки без…» (Татьяна Соболева, Москва), «Эмка Манедль с Колборн Роуд, 28» (Павел Мирзоев, Москва).

Честно говоря, во время фестиваля не всегда удается посмотреть все фильмы, да и устроенный после фестивальный показ не смог вместить в один день всех фильмов-призеров, тем более, что многие из них были в формате полнометражных. Желающие посмотреть все фильмы могут смело купить домашний кинотеатр и спокойно это сделать.

Из того, что удалось посмотреть, – как конкурсные, так и фильмы мастер-класса и показа, наверное, несколько лент можно было бы объединить в две группы под общими названиями «Про любовь» и «Женщины». На наш взгляд, «Семейный инстинкт», наверное, вошел бы в обе группы.

Про любовь можно говорить по-разному. «Я тебя люблю» Александра Расторгуева – спецпоказ в рубрике «Наше новое кино» – вызвал у зрителей довольно бурные эмоции после просмотра – от резкого негатива и неприятия до попытки разобраться и найти достоинства ленты и новаторских режиссерских и операторских ходов. Оставим критикам искать корни Кафки и Фрейда в этой ленте, борцам за чистоту языка тоже будет чем заняться, ведь ненормативной лексики у Расторгуева не просто много, а с избытком. Если первый условный «блок» с полицейским, пытающимся говорить «правильно» на камеру, еще забавляет, то через пять-десять минут после второго «блока» – о проявлении любви у молодежи – появляется ощущение дежа вю – эдакий «Дом–2» без цензуры. Чтобы как-то отвлечься, начинаешь читать английские субтитры, в которых ненормативные «fuck», «bitch» и пр. встречаются гораздо реже, чем в русскоязычном оригинале и где их производные используются ростовскими парнями и их пассиями для связки слов в предложении. Идея автора – показать, что женщина, в конечном итоге, сворачивает мужчину, как платок, и кладет его себе в карман. Можно, конечно, вспомнить образ женщины-«богомола» из «Дзифта» Гырдева, но, на наш взгляд, герой Гырдева, Мотылек, все же более самодостаточен, в отличие от инфантильных ростовских парнишек.

Правда, в «Семейном инстинкте» герои тоже ведут себя без особого политеса, да и было бы странным услышать от «непросыхающего» от алкоголя мужичка «будьте любезны», «соблаговолите», «извольте». И хотя обе ленты относятся к разным жанрам: первая – к художественному, а вторая – к документальному кино, «Семейный инстинкт», нам показался, более органичным. Посмотрев фильм, понимаешь, что в этой маленькой комнатушке, где почти негде развернуться, помимо героев, находилась еще и съемочная группа. Такое ощущение, что съемки велись скрытой камерой: действующие лица совершенно не обращают внимания на посторонних.

Совсем по-другому показывает любовь Тофик Шахвердиев («Про любовь»), даже само чувство, как таковое, а содержание, когда форма уходит на второй план. Дети с ограниченными возможностями у Шахвердиева не воспринимаются как ущербные или чем-то обделенные.

Проблемы инвалидов у нас имеют две крайности: о них или молчат, как будто их не существует, или поднимают как «красный флаг». Хотя в «просвещенной Европе» дети-инвалиды порой получают даже больше внимания и заботы (вспомним фильм финских документалистов одного из прошлых фестивалей).

И, пожалуй, еще один фильм – «Я забуду этот день» – не менее жесткий, чем первые два. Черно-белый, почти без слов, лишь маленький блок диалога врача и нескольких женщин. Больничный коридор, стул, женщины... от совсем юных до зрелых. Женщина подходит к вешалке, снимает халат, дверь открывается и она исчезает в комнате.… О чем они думают, сидя на стуле, в ожидании своей очереди? Что чувствуют? Камера бесстрастно фиксирует выражение лиц и почти механические, словно у робота, движения: халат на вешалку, войти в дверь.

Каждый режиссер по-своему выражает собственный замысел. Мы можем его принимать, понимать или наоборот. И лишь время поставит точки над «i», бесстрастно рассудив, что останется как «нетленка», а что как пена уйдет в небытие.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=22092011115115&oldnumber=589