"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 29 (587) от 08.09.2011

Вернисаж

Каша с «Репой»

08.09.2011

Екатерина БОГДАНОВА

Объединившая талантливых молодых авторов из разных областей культуры арт-группа «REPA» обосновалась в доме-музее Павла Кузнецова и корпусе социально-гуманитарного факультета СГТУ и несколько дней подряд порционно выдавала заинтересованным зрителям свои проекты. Это августовско-сентябрьское мероприятие вписалось в рамки фестиваля «Artweekend», организованного Радищевским музеем.

Зрелищная часть сего действа и впрямь оказалась глобальной. Выставки живописных работ, фотовыставки, инсталляции, мастер-классы по граффити, «hand-made» – эти и другие площадки на время превратили гуманитарное ядро политеха в своеобразный мини-музей современного искусства.

«ИНСОПОНЕКА» и «КОМОМИБУ» – одни эти неологизмы русского языка уже стоили того, чтобы откликнуться на приглашение поучаствовать в презентации «репинских» проектов.

Откликнувшихся ждала лекционная аудитория 11-го корпуса СГТУ, на стене которой и висела «ИНСОПОНЕКА», в переводе с русского – Индустриально-Социально-Политически Некорректная Карта мира. От обычной она отличалась не только экзотическим внешним видом, но и полнейшим несоблюдением географической точности. Во главу угла явно ставилась не прикладная польза данного изделия, а идея, ради которой авторы щедро снабдили кусок картона кофейными зернами, наклейками от бананов и разных заморских фруктов, оловянными солдатиками, моделями ракет, упаковками от китайского чая и прочими экзотическими для карты объектами, главными из которых оказались, пожалуй, мешки с мусором. Как выяснилось, именно такой – индустриальной, милитаризированной и крайне замусоренной видится создателям этой модели даже не карта, а современная картина мира.

Надо ли говорить, что «КОМОМИБУ», или КОллективная МОдель МИра БУдущего, рождалась в этих же стенах. «Теперь мы хотим предложить ВАМ поучаствовать в создании новой карты – КОллективной МОдели МИра БУдущего, на которой мы вместе построим новые города, возведем новые архитектурные памятники, сконструируем новые механизмы, внедрим новые технологии, создадим свои собственные произведения искусства из имеющихся у нас материалов и разместим их на этой модели нового мира», – такой призыв принять участие в акции был адресован приглашенным на «REPу» гостям.

Последним, кстати, сразу при входе в аудиторию предлагалось присоединиться к процессу создания коллективного «хэнд-мэйда». Для этого участники могли воспользоваться специально подготовленным щедрым запасом бумажно-клеевых принадлежностей и, разумеется, бытовых отходов всех видов, цветов и размеров, но с явным численным перевесом на стороне пустых пластиковых бутылок. Из этого всего для КОМОМИБУ прямо на ходу создавались такие важные элементы, как мосты, дома, дороги и даже молекулы человеческой ДНК. Рамки творчества ограничивались лишь фантазией творцов, они могли как угодно повлиять на создающуюся в их присутствии модель будущего.

Совсем другой хэнд-мэйд, фотографический, и уже вполне состоявшийся, ждал зрителей в самом начале многоэтажного выставочного пространства. Одна из наиболее любопытных секций проекта, выставка Анастасии Сенотовой «Советская молодежь 1962», открылась в числе первых, утром 1-го сентября. Гости могли насладиться черно-белыми снимками в советской стилистике и узнаваемом антураже, к примеру, старыми лыжами или антикварным радиоприемником. На первый взгляд, ничего необычного – просто красивые кадры из семейных альбомов. Но не все так просто. Бумага, на которой отпечатаны фотографии, предательски выдает их истинный возраст. Ведь на самом деле им нет и года…

Сама Анастасия Сенотова, молодая девушка, родившаяся намного позже 1962-го года, со смехом вспоминает, как на прошлой выставке этого же проекта, проходившей в стенах Радищевского музея, кто-то из посетителей поинтересовался, не родственница ли Насти смотрит с одной из фотографий. Человек долго не хотел верить в то, что задумчивая девушка из шестидесятых – и есть сама Настя.

Увлеченные фотографией молодые люди образовали творческий союз совершенно случайно. Их объединил фотоклуб СГУ «Вспышка», в котором фотограф Михаил Смыслов читал лекции для новичков и куда Анастасия приходила в качестве слушателя. Потом была совместная работа в студии, и кто-то из моделей неожиданно предложил принести из дома настоящий советский флаг. Флаг к ребятам так и не попал, но сама идея создать альбом псевдо-советских снимков показалась им интересной. Так началась работа над фотовыставкой.

Воплотить идею в жизнь оказалось делом непростым. «Вроде бы пятьдесят лет – небольшая разница, – рассказал Михаил Смыслов, – но в деталях, мы поняли, разница огромная. Например, кирпичная кладка. Сейчас кладут не так, как пятьдесят лет назад, и это людям, которые в курсе, бросается в глаза. При студийной съемке нам с Ильей пришлось поизучать старые портреты, чтобы световая схема была похожа на ту. Сейчас используется свет более прямой, с менее длинными тенями».

Чтобы еще больше приблизиться к передаваемой эпохе, фотографы пользовались старыми советскими объективами, которые накручивали на свои «зеркалки», и старались делать кадры без дублей, как если бы в действительности снимали на черно-белую пленку. По мнению авторов работ, при современном режиме съемки, когда из сотни кадров выбирается один удачный, сама концепция проекта обесценивается.

Сюжеты для своего проекта ребята придумывали сообща. Собирались и решали, что было интересно студентам шестидесятых. Так родились сцены гуляния по Набережной, встречи Нового года, Первомая. Анастасия, участвующая в съемках в числе других моделей, настолько вжилась в роль, что в процессе создания проекта успела обзавестись «сценическим мужем» Федей – моряком дальнего плавания. Впрочем, свои истории появились и у других персонажей.

Что же касается деталей, в особенности мелких, то с ними и впрямь возникла настоящая путаница. Спасибо бабушкам и дедушкам, которые не только предоставили ребятам одежду из собственных сундучков, но еще и выступили экспертами по сюжетам сделанных фотографий. Выявление малейших несоответствий духу времени, начиная с «неправильных» пуговиц на рубашке, становилось поводом для того, чтобы отснять всю сцену заново. Несмотря на такую тщательную «экспертизу», неточности продолжали выявляться уже в ходе выставок, поэтому часть фотографий была перенесена в специальный раздел «ляпов». Кстати, со времен первой выставки этот раздел расширился, хотя общее число фоторабот сократилось – проведя «работу над ошибками», ребята постарались преобразовать количество в качество.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=8092011001807&oldnumber=587