"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 27 (585) от 25.08.2011

Экспертиза

«Единая Россия»: 10 лет у власти – и ничего, кроме обещаний...

(Продолжение. Начало читайте здесь.)

IV. Здравоохранение

Предвыборные обещания в 2003 и 2007 гг.:

Общедоступное и качественное здравоохранение

Итоги на 2007 год:

О предстоящей реорганизации медицинского обслуживания сельского населения говорится давно, в том числе прозвучало и на мартовском заседании административного совета при губернаторе области, где обсуждался ход организации механизма взаимодействия органов исполнительной власти и муниципальных образований области в сфере управления здравоохранением и его финансирования на основе системы детального учета расходов лечебно-профилактических учреждений.

Первым шагом на пути модернизации и перехода на одноканальное финансирование должно стать приведение здравоохранения, исходя из ресурсов, к реальному финансированию и потребностями населения. Иначе говоря, здравоохранение должно придти к разумному существованию в соответствии с обоснованными объемами медицинской помощи, потребностями населения в данном поселении или муниципальном образовании, механизмом оплаты медицинских услуг, а не оплаты сети. То есть врач или медучреждение будут получать за объем оказанной помощи, что говорит о вводе в систему здравоохранения рыночной экономики, где одним из основных принципов станут сокращение (секвестирование) коек в стационарах и курс на дневной стационар для легких и самостоятельно передвигающихся больных, которые, полечившись днем, на ночь будут уходить домой.

У этой, на первый взгляд, прогрессивной, основанной на принципах рыночных отношений, реформы медицинской сферы есть серьезные недостатки. Готовившие ее чиновники, очевидно, забыли, что пациенты живут не только в крупных городах и лечатся в больших клиниках, но и в отдаленных от районной больницы селах и маленьких поселениях, поэтому, получив днем медпомощь, они вскоре вынуждены будут покидать больницу и решать вопрос «с ночевкой». Хорошо, если они живут в этом селе, а если они из соседнего, удаленного на несколько десятков километров села, куда им на ночлег податься? Какой больной согласится на такие мытарства даже ради поправки своего пошатнувшегося здоровья? Как оказать экстренную помощь проживающим в отдаленных селах, если будет закрыт нерентабельный, по мнению чиновников, фельдшерский пункт?

Сторонники оптимизации настаивали на неразумности содержания штата сельского стационара из 9 сотрудников, если в нем пребывает всего три пациента. Это действительно экономически нерационально, но разве жизнь и здоровье человека могут оцениваться исключительно по шкале «экономической целесообразности»?

Надвигающиеся на здравоохранение реформы уже серьезно беспокоят сельчан. На осенней встрече зампреда Государственной думы Вячеслава Володина с жителями Турковского района жительница одного из сел спросила, как можно получить экстренную и полноценную помощь и лечение, если их сельский стационар, где круглосуточно находились больные, переводят на дневной распорядок, поскольку-де в нем мало пациентов и он нерентабелен, и кто будет в экстренных случаях оказывать ночью медпомощь. Вопрос остался без ответа.

Обещания на 2007–2011 гг.:

«Неуклонное повышение качества и доступности медицинской помощи для жителей области».

«Завершить строительство кардиологического центра, неонатального центра, второй очереди онкологического центра».

Что имеем на сегодня:

Несмотря на проводимую модернизацию здравоохранения, воспользоваться качественным медицинским обслуживанием сегодня можно только за очень большие деньги. Высокотехнологичное оборудование требует немалых денег, а значит, для рядовых граждан здоровье все еще остается недоступным.

Что же касается обещанных «новостроек», то кроме Областного кардиологического центра, нашим властям похвастаться нечем. В Саратове, благодаря депутатам от партии «Единая Россия», принят бюджет города на 2011 год с уменьшением финансирования здравоохранения на 170 млн рублей.

V. Цены на товары и услуги

Итоги на 2007 год:

Федеральная служба по тарифам установила для Саратовского региона предельные индексы изменения тарифов на услуги ЖКХ в 2008 году.

Об этом на пресс-конференции сообщил министр строительства и ЖКХ области Дмитрий Федотов. По его словам, тариф на электрическую энергию для населения области установлен в размере 1,55 копеек за киловатт час, рост составил 112,3 %. Цены на природный газ с января 2008 года составят: на приготовление пищи – 3,12 руб./куб.м (рост 130,5 %), на отопление помещений – 1,85 руб./куб.м (рост 127,6 %).

Индекс изменения размера платы граждан за жилые помещения по городу Саратову составит 115 %, предельный индекс платы за коммунальные услуги, в том числе за теплоснабжение, – 122 %. Что касается услуг по водоснабжению и водоотведению, срок действия тарифов по МУПП «Саратовводоканал» определен с 1-го ноября текущего года по 31-е декабря 2008 года. То есть размер платы за водоснабжение до истечения этого срока меняться не будет. Тариф на воду составляет 10,06 руб./куб.м, на водоотведение – 4,56 руб./куб.м.

Данные о возросших ценах на основные продукты питания в иллюстрации начальника управления облминсельхоза Веры Решетниковой навеяли собравшимся присказку, с которой маленьких детей напутствуют на прививку: «Это совсем не больно. Как комарик укусит». Насколько велик этот комарик, суждение у всякого субъективное: мясо птицы подорожало на 3 рубля за килограмм, молоко цельное – на 1–3 рубля за литр, масло подсолнечное – на 14 рублей. «Мы анализируем цены на перерабатывающих предприятиях», – сообщила Вера Николаевна.

В октябре-начале ноября произошло замедление роста цен, возможно, как результат возмущения, которое прокатилось от парламента и правительства и центральных СМИ до управ глухих деревень. К этому времени молочные продукты подорожали, по сравнению с серединой года, в 1,5–2 раза. 500-граммовые пакеты кисломолочного напитка (кефир, ряженка, варенец), стоившие от 9–11 рублей, подорожали до 16–18 руб., 500-граммовая упаковка йогуртов «Ананасового» и «Клубничного» с 14 рублей поднялась сразу до 19,50. Литр молока резко зашкалил уже за 20 рублей, а энгельсская «Белая долина» продается во всех сетевых магазинах за 21 целковых. Следует заметить, что речь идет о самом дешевом, порошковом, молоке, наполняемом в полиэтиленовые пакеты, с очень низкой жирностью и калорийностью. Нет никакого сомнения, что все эти «заморозки» не имеют связи с декларируемой федеральным правительством инфляцией, которую оно тоже не может контролировать. Обещанная до конца года отметка в 6–7 % не выдержана, уровень в 12 % также никак не согласуется с осенней ценовой свистопляской.

Однако самое поразительное, что в декабре, невзирая на имеющееся соглашение, цены опять поползли вверх.

Все это говорит об одном – у нас продолжает господствовать извращенная система ценообразования, по сути монопольного владения рынком. Она не имеет на самом деле ничего общего с истинно свободными, гибкими ценами, когда те не только могут повышаться, но и снижаться, отчего продавец или поставшик услуг (вместе с покупателем-клиентом) выигрывают. Например, сколько копий было сломано год назад в Саратовской городской думе вокруг повышения стоимости билета в городском электротранспорте с 5 до 7 рублей. Дескать, это улучшит и обслуживание пассажиров, и регулярность движения. Как ходили в зимние месяцы неотапливаемые, «замороженные» вагоны, так и ходят. На днях, опять же в декабре, несмотря ни на какие соглашения, в городской комиссии по ЖКХ прозвучало мнение, что пора поднять цену за билет в муниципальных банях, какие еще не закрыли, с 80 до 95 рублей.

Что имеем на сегодня:

Так, уже с 1 января 2011 года возросли на 10–12 % тарифы на электроэнергию, холодное и горячее водоснабжение, отопление. В тоже время зарплаты, пенсии и стипендии остались на прежнем уровне. При росте тарифов на энергоносители, моментально взлетают цены на продовольствие, лекарства и другие товары первой необходимости.

Продолжается выставление жителям города разнообразных корректировок. Растет количество аварийного и ветхого жилья, а финансирование этого направления не увеличивается. Управляющие компании прислали жировки, в которых увеличена стоимость капитального ремонта. При этом следует ссылка на то, что такое решение принято на общих собраниях собственников жилья. Жители города заявляют, что практически ни в одном доме таких решений на общих собраниях собственников жилья не принималось.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=9092011215752&oldnumber=585