"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 27 (585) от 25.08.2011

Вернисаж

Чей «Остров»?

Екатерина БОГДАНОВА

К Николаю Аржанову в Государственном музее К. А. Федина отношение особое. Вторую выставку мастера здесь принимают, наверное, даже более тепло, чем первую. Новая встреча произошла уже со зрелым, почти сложившимся живописцем, «не мальчиком, но мужем».

Собирать экспозицию, правда, пришлось в экстренном порядке – всего за один день. Виной тому оказались технические, если не сказать организационные причины, но саратовский художник Владимир Солянов справился с поставленной задачей блестяще. За короткий срок ему удалось отобрать и разместить в выставочном пространстве галереи около четырех десятков полотен. Тематика у картин самая разная. Николай Аржанов попробовал себя и в пейзаже, и в натюрморте, и в портрете. И эти жанровые направления, кстати, остались его любимыми.

На входе в «Свой остров» гостей встречает пышный куст алоэ. Это – картинка из далекого советского детства, воспоминание, веющее теплом и домашним уютом. Кто-то при взгляде на него вспомнит маму, кто-то – бабушку, заботливо пестовавших целебный столетник на подоконнике. Сразу начинает казаться, что «Свой остров» – это добрая, тихая семейная гавань, в которой можно скрыться от всех житейских проблем. Но первое впечатление обманчиво: внутренний мир Николая Аржанова слишком многогранен, чтобы быть только черным или только белым. Он весь – в переливах настроений и цвета, и может быть то ласковым, то насмешливым, то трогательным, а местами агрессивным и даже враждебным. Каждое произведение способно вызвать зрителя на диалог, почти в каждом присутствует недосказанность, зашифрована загадка, отгадать которую под силу только самым внимательным.

Первую выставку Аржанова музей организовывал семь лет тому назад. Ее название «Нет города» звучало громко и даже категорично. То было своего рода знакомство музея с молодым еще автором, и название экспозиции как нельзя лучше соответствовало поводу. При второй встрече свойственная первому знакомству резкость прошла. В «Своем острове» урбанистическая тема проглядывает тоже, но заявлена вскользь, между прочим. На самом деле ни одна из работ прежде экспонировавшегося в музее цикла не вошла в новый.

«Свой остров» вырастал из картин, в основном созданных за последние два-три года. В них многие пришедшие на выставку гости заново открыли для себя Николая Аржанова. «Он очень изменился за эти семь лет, – уверяет замдиректора музея по научной работе Ирина Кабанова. – Как правило, к сорока годам художник набирается мастерства, уходит робость, некое подражание. Сейчас в его творчестве появилась очень большая цветовая смелость – то, что считается живописью в первоначальном смысле слова, когда важен не сюжет, не предмет изображения, а цвет».

На первом плане в новой выставке живописца все-таки природа. Есть тихие лиричные пейзажи с безупречно выписанными водной гладью и синевой неба. А есть природа, запечатленная в эмоциональном всплеске, во всем буйстве красок и настроения. Но и в пейзажах Аржанова скрывается тайна. Взять, к примеру, «Шторм». Что за темная фигура виднеется там на берегу? Может ли это быть вставший на задние лапы огромный зверь? И если да, то что за остров проглядывает за штормящим морем? По словам Ирины Кабановой, автор изначально вложил в название выставки элемент провокации: зрителю предстоит самому решить, является ли этот остров для него «своим» или нет.

В любом случае, «Остров» не так прост, как кажется. Это наблюдение подтверждает тот факт, что для некоторых из своих сюжетов художник даже придумал рубрику: он озаглавил их сценами из «эпохи выживания». Эти произведения по-своему грустны, в чем-то комичны, но абсолютно лишены сарказма. Здесь автор удерживает себя на грани, ведь злой юмор буквально напрашивается в подобные вещицы. Как объяснил сам Аржанов, многие из его полотен рождаются на подсмотренные из жизни сюжеты. Узнаваемы женские разборки в одной из последних работ мастера «Сама такая!», реалистична и проникновенна по звучанию композиция в «А я тебе рыбу принес…» Да и запечатленный художником «Рыбный день» с полуобнаженной женщиной-вамп смахивает на вполне жизненную фантасмагорию.

По мнению Ирины Кабановой, ближайшие несколько лет станут для художника этапом становления, потому что именно они окончательно определят тот творческий путь, по которому пойдет Николай. Возможно, ему даже уготовано стать ярчайшим явлением в современной саратовской живописи.

Пожелание автора «каждому зрителю обрести свой остров» можно и нужно попытаться исполнить в музее К.А.Федина до 18 сентября.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=25082011001735&oldnumber=585