"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 22 (580) от 16.06.2011

Жанры

«Иллюзии» Жоржа Мельеса

Лана СОКОЛОВА

6 июня в Доме кино прошел киноконцерт, а точнее, показ в сопровождении тапера фильмов Жоржа Мельеса. Показ был организован совместно с Саратовской региональной культурно-просветительской общественной организацией «Альянс Франсез – Саратов». Французские показы не в новинку для саратовского зрителя, но в этот раз все было гораздо интереснее – фильмы представляла правнучка Мельеса – Мари-Элен Леэриссе-Мельес, а в роли тапера выступал ее сын Лоурэнс Леэриссе-Мельес.

По словам Мари-Элен Леэриссе-Мельес, ее семья начала работу по сохранению и представлению наследия прадеда в 1945 году, сама она занимается этим около тридцати лет. В 1995 году, в год столетия мирового кинематографа, к ней присоединился Лоурэнс. Впервые потомки Мельеса приехали в Россию спустя два года после празднования векового юбилея по приглашению Дома Ханжонкова в Москве. Первые визиты, как обычно, были в российские столицы – Москву и Санкт-Петербург, но вот очередь дошла и до провинций: Екатеринбурга, Новгорода, Саратова и Ростова. По мнению Мари-Элен, это возможность посмотреть «большую, настоящую Россию». Поскольку встречи, по словам Лоуренса, ограничивались скорее кинозалом, тем не менее, и Лоуренс, и Мари-Элен отметили теплый прием публики, ее энтузиазм и стремление к настоящему общению.

На показе было представлено 16 фильмов из 210 сохранившихся и собранных семьей Мельеса. Некоторые из комментариев к фильмам были написаны самим Жоржем Мельесом. Будучи ребенком, по словам Мари-Элен, она выучила тексты к фильмам, а когда ей исполнилось восемнадцать, ее отец сказал: «Теперь ты будешь представлять фильмы». Как в старое доброе время, когда киномеханик крутил ручку кинопроектора со скоростью 18 кадров в минуту. Все происходящее на экране сопровождалось живой музыкой, написанной Лоуренсом Леэриссе-Мельесом. А Мари-Элен предваряла каждый фильм комментариями о сюжете, а порой и озвучивала всех персонажей фильма.

Мари Жорж Жан Мельес родился в Париже, в семье состоятельного фабриканта, владельца обувной фабрики. С детства он увлекался рисованием, картонными куклами и постановкой кукольных спектаклей. После службы капралом в пехоте вопреки желанию отца поступил в Школу изящных искусств, а после ее окончания учился в Лондоне. Вернувшись, он стал фокусником и иллюзионистом, некоторое время занимал пост председателя общества иллюзионистов. Позднее Мельес продал свою долю семейного предприятия брату, чтобы купить у вдовы знаменитого Робера Удена театр, который вскоре вновь прославил своими изобретательными и пестрыми постановками.

В кинематографе Мельес поначалу увидел лишь средство для иллюзионистов, способное значительно разнообразить сценическое представление. Но создание «экранных чудес» захватило французского театрального мага. «Я родился с душой артиста, одаренного ловкостью рук, изворотливостью ума и врожденным актерским талантом. Я был одновременно и умственным и физическим работником», – говорил Жорж Мельес («Википедия»)

Сегодня можно сказать, что Мельес создавал фильмы-спектакли. В полном соответствии с законами театра он выстраивал на площадке действо, а затем запечатлевал его на кинопленку. Cюжеты Мельеса, с завязкой, развитием действия, кульминацией, не укладывались в один монтажный кадр, поэтому ему приходилось «собирать» повествование из нескольких эпизодов.

В «Путешествии на Луну» (1902) Мельес, сочетая кинотрюки с использованием макетов и театральной машинерии, достигает весьма причудливых эффектов. В основу сценария взяты эпизоды из романов «От Земли до Луны» Жюля Верна и «Первые люди на Луне» Роберта Уэллса. У Жюль Верна Мельес заимствовал гигантскую пушку, ядро, клуб безумцев. У Уэллса – большую часть лунных эпизодов: снежную бурю, спуск в лунный кратер и на дно океана, битву с селенитами. Фильм «Путешествие на Луну» снят с поистине театральным размахом – колоссальные декорации, костюмы, фронтальные мизансцены.

Мельес снимал и «реконструированные» хроники, или «псевдохроники», например, «Коронация Эдуарда VII» (1902), воссозданная в студии до самого события. По стечению обстоятельств, настоящая коронация из-за плохого самочувствия монаршей персоны была сокращена, но, тем не менее, английский монарх даже изволил пошутить о том, что он прекрасно выглядел в кадре.

Жорж Мельес стремится перейти от черно-белого кино к цветному, применяя метод раскраски фильмов кисточкой от руки. Принимая во внимание, что длина фильмов не превышала тогда 15–20 метров, этот весьма кропотливый способ оправдывал себя, особенно при производстве волшебных сказок, например, «Фея Карабосс» (1999 г.) или иллюзии «Чудесный живой веер» (1901 г.). «Фея Карабосс», по словам Мари-Элен, был найден на одном из «блошиных» рынков.

Один из фильмов Мельеса, показанный в Доме кино, называется «Человек-оркестр». Определение как нельзя лучше подходит самому Мельесу, исполняющему главную роль, – продюсеру, сценаристу, режиссеру, сценографу и актеру собственных фильмов. Мельес первым взглянул на кино, как на настоящее искусство, способное художественно преображать реальность. Изобретатель спецэффектов и «псевдохроник», рекламных роликов и расцвеченных феерий, создатель первого научно-популярного фильма («Путешествие на Луну») и первых экранизаций литературных произведений, он снял с 1896 по 1913 год более 500 лент, многие из которых и сегодня поражают постановочным мастерством, яркой зрелищностью и приемами трюковой съемки.

Жорж Мельес изобрел кинотрюк и ввел его в повседневную практику кинорежиссуры. Хотя сегодня это кажется почти смешным, что это за трюки такие – стоп-кадр, двойная и многократная экспозиция, ускоренная и замедленная съемка? Но тогда огромная голова рядом с обычным человеком казались настоящим чародейством. Мельес первым начал использовать макеты и театральную машинерию. Можно сказать, что его методы стали прародителями всех спецэффектов в кино.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=16062011143427&oldnumber=580