"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 22 (580) от 16.06.2011

Вернисаж

«Инварианты» без вариантов

Екатерина БОГДАНОВА

Даже название живописной выставки москвички Светланы Калистратовой, с которой она впервые приехала в Саратов, звучит как математически выверенное число. «Инварианты ХХI» – это не что иное, как сплав такой иррациональной области, как искусство, со сферой точных наук. Союз, на первый взгляд, противоестественный, но для самой художницы не представляющий ничего необычного, потому что в этом – она вся.

Выставка московской художницы открылась в стенах Радищевского музея 14 июня. Как оказалось, с Саратовом Калистратову объединяет многое, главным образом – дед, в свое время главный архитектор города Семен Каллистратов, оставивший саратовцам в память о себе здания консерватории и Гимназического корпуса самого музея.

Несмотря на это, в Саратове Светлана Калистратова оказалась случайно: в свое время ее творчеством заинтересовались сами сотрудники Радищевского музея, однако открытия экспозиции обеим сторонам пришлось ждать довольно долго – целых два года, и все потому, что основная и самая большая выставочная площадка музея освободиться раньше ну никак не могла. В то же время работы настолько масштабны по объему, что в пространстве любой другой галереи им было бы тесно.

Сама Светлана Николаевна называет собственный проект «междисциплинарным», объясняя, что он является примером слияния науки и искусства в одно целое. Числа, математические фигуры, четко очерченные линии в обрамлении цвета присутствуют на ее полотнах всегда. И эта любовь к безупречной выверенности в произведениях Калистратовой не случайна. Дают о себе знать учеба в Московском инженерно-физическом институте, степень кандидата технических наук и годы занятий любимой геометрией. Но когда мастеру задают извечный вопрос: «Как случилось так, что любовь к естественным наукам переросла в любовь к живописи?», – художница, не задумываясь, вспоминает детство. Оказывается, Светлана еще ребенком не могла устоять против зова чистого листа бумаги, карандашей и красок. А еще художница отмечает, что интересы членов ее семейства, в основном математические, все же лежат в разных плоскостях и отличаются редкой разносторонностью, так что удивляться тут, пожалуй что, нечему.

«Философия в искусстве очень важна, – считает Калистратова. – У любого творца должна быть своя внутренняя философия. Если он ее вкладывает в искусство, то это искусство будет звучать».

Впрочем, незаурядная образность Светланы Калистратовой понятна далеко не всем. Ее искусство, как уверена сама автор художественных работ, элитарно. К тем, кто находит его противоестественным, а то и просто непонятным, обратилась на церемонии презентации выставки замдиректора Радищевского музея по экспозиционно-выставочной деятельности Елена Слухаева: «Еще древние греки считали, что число правит миром, а искусство и математика идут рука об руку. Мы должны понять, почувствовать математическую красоту, которая заложена в этих работах».

Всего на выставке, которая проработает в Саратове не так долго, до 3 июля, представлено порядка шестидесяти живописных полотен. Вместе на одной выставочной площадке собрались работы разных лет, объединенные не только тематикой, но и названиями: каждая – это «инвариант» или синоним неизменной величины под индивидуальным порядковым номером. Многие из них успели побывать за рубежом: за годы занятий живописью художница приобрела за границей едва ли не большую популярность, чем в России. Ее произведения знают в Великобритании, Германии, Нидерландах, Испании и США.

Организаторы выставки появление в Саратове «Инвариантов» к ряду случайностей и совпадений решили не относить. Его приурочили к памятной дате – столетию Саратовской консерватории. Конечно, выстроенное дедом Светланы здание прямого отношения к творчеству художницы не имеет. Однако геометрическая образность ее произведений непостижимым образом соседствует с музыкальностью, и в этом мнении критики схожи.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=16062011142021&oldnumber=580