"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 20 (578) от 02.06.2011

Фестивальная пора

Ирина РЫБКОВА

Май – месяц, предвещающий завершение весны, а вслед за ним близится окончание театрального сезона, но Саратовский губернский театр хоровой музыки во главе с художественным руководителем и главным дирижером, Заслуженным деятелем искусств РФ, профессором Людмилой Лицовой (хормейстеры – Елена Мельникова, Надежда Горохова, Александр Балашов) не спешит подводить итоги.

В майские дни они приняли участие двух фестивалях: в Санкт-Петербурге и Саратове. Между репетициями Людмила Алексеевна Лицова поделилась впечатлениями о поездке в Санкт-Петербург.

«Для Театра хоровой музыки май – это время встречи с новой музыкой. Каждый год в рамках Собиновского фестиваля наш коллектив совместно с симфоническим оркестром оперного театра и маэстро Юрием Леонидовичем Кочневым готовит для Саратова премьеру. В этом году знакомство с новым также было связано с нашим участием в 47-м Международном фестивале «Петербургская музыкальная весна». Солидный по возрасту и авторитету музыкальный форум был организован по инициативе Союза композиторов Санкт-Петербурга. Основная художественная задача фестиваля – отразить достижения современного петербургского композиторского и исполнительского творчества. В фестивале принимали участие лучшие симфонические и камерные оркестры Санкт-Петербурга, хоровые и ансамблевые коллективы России, известные дирижеры, солисты и композиторы.

Для нас, безусловно, было большой честью получить приглашение на этот фестиваль. Если в фестивале «Московская музыкальная осень» коллектив участвует регулярно, то на подобном фестивале мы были впервые. Мы признательны за неожиданное предложение Союзу композиторов Санкт-Петербурга и благодарим министерство культуры Саратовской области за помощь в организации поездки. Замечу, что в северной столице существует достаточное количество хоровых коллективов, однако выбор пал на коллектив из Саратова! Мы оправдали доверие и не подвели.

Наш единственный концерт 14 мая состоял из двух частей: в первом отделении прозвучали мировые и российские премьеры (крупные хоровые циклы Григория Корчмара, Анатолия Королева, Николая Драницына, Сергея Екимова, Леонида Десятникова, Валерия Фадеева); во втором – так называемая «музыка петербургских «бисов» (любимый Андрей Петров – основатель фестиваля, Валерий Гаврилин, Сергей Баневич, Яков Дубравин). Программа выстроилась таким образом, чтобы максимально ярко показать возможности как совместного звучания хора, так и раздельно мужской (Мужской хор «Vicrtoria», хормейстер – Александр Балашов) и женской групп. Для Театра хоровой музыки такие концерты – ступень роста, приобретение нового опыта, знакомство с неизученными стилями, особенно с cанкт-петербургской композиторской школой, продолжающей традиции Н.А. Римского-Корсакова.

На этом форуме была удивительно теплая атмосфера. Публика очень тепло принимала, ощущались интерес и понимание, потребность в том, что мы исполняли. Думается, что количество наших поклонников в Петербурге увеличилось. Малый зал им. М.И. Глинки, где нам посчастливилось выступать, удивил великолепной акустикой. На концерт пришли почти все исполняемые нами композиторы. В год 75-тилетия Юрия Фалика коллектив исполнил его хоровой концерт «Элегии» для солирующего сопрано и смешанного хора a cappella (солистка – Ксения Красникова)».

Знакомство с новой музыкой продолжилось и в Саратове на открытии XXIV Собиновского фестиваля, где впервые в Саратове был исполнен «Русский реквием» Александра Чайковского. Исполнение было приурочено к 65-летию композитора, художественного руководителя Московской филармонии. Произведение было написано в 2005 году и посвящено войнам ХХ века.

За необычным названием скрывается произведение, не связанное с религиозными канонами. Для раскрытия серьезной и сложной темы композитор обратился к высокой поэзии Ф. Тютчева, С. Есенина, А. Блока, И. Бродского, Н. Заболоцкого, а в последней части использованы слова псалма Давида.

Масштабное музыкальное полотно объединило три хоровых коллектива (Саратовский губернский театр хоровой музыки, Концертный детский хор СГТХМ (руководитель – Анэта Николаева, хормейстер – Светлана Бакаушина) и академический студенческий хор Саратовской государственной консерватории (художественный руководитель – заслуженный деятель искусств РФ, профессор Людмила Лицова), симфонический оркестр оперного театра (художественный руководитель – народный артист России, лауреат Государственной премии РФ – Юрий Кочнев) и солистов – заслуженную артистку России Татьяну Соболеву (сопрано), дипломанта Всероссийских конкурсов Марину Демидову (меццо-сопрано). Отметим, что Концертный детский хор наряду с Театром хоровой музыки принимает участие в Собиновском фестивале, наличие столь хорошо подготовленного детского коллектива позволяет достичь общего высокого результата.

Посетивший Саратов Александр Чайковский сердечно поблагодарил саратовцев за теплый и радушный прием. Он сказал, что каждое новое исполнение его музыки для него похоже на экзамен, так как маэстро Юрий Кочнев впервые дирижировал его музыку. Однако волнения композитора оказались напрасными, музыка звучала великолепно. В воображении возникали ассоциации с образами «зла», воплощенными в творчестве Д.Д. Шостаковича, звучали отголоски дьявольского танго, каким оно представало в творчестве А.Г. Шнитке. Хоровые и сольные эпизоды тесно переплетались друг с другом, воплощая лирические чувства. «Пусть «Русский реквием» станет хотя бы малой толикой всеобщей благодарности героям войны от спасенных ими поколений, которым предстоит жить дальше», – сказал композитор об этом сочинении.

Вновь Собиновский фестиваль стал открытием новой музыки, новых возможностей воплощения союза оркестра и хоровых коллективов Саратова. Желаем Театру хоровой музыки неиссякаемой энергии в исполнении только что сочиненной, еще не звучавшей, вновь написанной музыки, а также новых премьер!

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=2062011001729&oldnumber=578