"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 20 (578) от 02.06.2011

Худсовет

Бедная Кетхен

Екатерина БОГДАНОВА

На днях Саратовский ТЮЗ предложил своим зрителям новую вещицу – постановку по пьесе немецкого классика мировой драматургии Генриха фон Клейста «Кетхен из Гейльбронна, или Испытание огнем». Нет ничего удивительного в том, что воплотить это литературное творение на сцене взялся ни кто иной, как режиссер из Германии Георг Жено.

Наверное, трудно не согласиться с режиссером и целой командой художников в составе питерцев Эмиля Капелюша и Яны Глушанок и москвича Юрия Сучкова, что столь буквальное следование тексту, как рыцарские доспехи и рыцарские кони, применительно к среднестатистическим размерам театральной сцены могло бы показаться не совсем уместным. И вообще понятие рыцарства как такового за последние столетия успело основательно себя изжить и упроститься. Посему, чтобы представить себе рыцаря, вполне достаточно увидеть на сцене эдакий гибрид пасечника и гастарбайтера с соседней стройки в перемазанных краской штанах.

Но, надо сказать, художественные попытки создателей спектакля осовременить контекст простираются еще дальше. Оказывается, страдающие от неразделенной любви рыцари имеют обыкновение распевать под гитару битлсовский хит «Yesterday» и общаться между собой по сотовому телефону. Все вместе смотрится чуть диковато, но только для неискушенной аудитории. Если же судить по отдельным смешкам в зале, то в некоторых зрительских «желудках» вольное переложение Клейста несварения не вызвало.

Конечно, отголоски мрачноватой средневековой атмосферы на сцене присутствуют. Цвета, в которых выдержаны костюмы героев, играют на контрастах черного и белого. Сами одеяния, как и подобает готическому антуражу, балахонисты и по-современному малопонятны. Особенно впечатляет «костюм пупса», в котором в одной из финальных сцен предстает Кунигунда фон Турнек (засл. арт. РФ, лауреат Госпремии РФ Е. Вовненко). По тексту произведения, в этот момент она остается вдвоем со служанкой Розалией (Т. Чупикова) и наконец-то становится самой собой, в полной уверенности, что без накладных волос, вставных зубов, стального корсета и прочих зрительно омолаживающих на десятки лет приспособлений никто посторонний ее не видит.

На самом же деле, ее в этом виде застает ни кто иной, как ее же возлюбленный, рыцарь Фридрих Веттер, граф фон Штраль (А. Кузин). Притом, что сцена весьма комична, она потрясает откровенностью, на которую решилась исполняющая роль Кунигунды актриса: выход на сцену в подобном одеянии дорогого стоит.

Не менее запоминающимся получился персонаж актрисы Веры Шаниной, сыгравшей в спектакле мать рыцаря-сердцееда, графиню Елену. Габариты графини, ее зычный голос и шумное поведение, не говоря уже о крайне агрессивной прическе, заставили зрителей на первых рядах опасливо вжаться в кресла. Уж очень близко к зрительским головам вращался меч, которым в порыве гневных страстей бурно размахивала оная дама.

Еще один удачный характер воплотил актер Алексей Чернышев, вжившийся в образ своего героя Готшалька. Этот громила-оруженосец оказывается не лишенным сентиментальности, есть сцены, в которых он вполне убедительно утешает бедняжку Кетхен (А. Бескровная), страдающую от несчастной любви к своему «высокому господину».

В целом же романтическая история Клейста в изложении Георга Жено чувствительности и сентиментальности не потеряла, а только приобрела. Чего стоят одни только монологи о любви к Кетхен, которые так прочувствованно произносит Артем Кузин. В финале пьесы с ее трагической развязкой (Кетхен отравлена ревнивицей Кунигундой) они даже прошибают на слезу.

Правда, плакать хочется недолго. Жено заканчивает на оптимистичной ноте. Устоять перед скорбью любящего рыцаря и наивностью и чистотой дочери оружейника Кетхен не способна даже смерть. Влюбленные сердца соединяются, а уж на каком свете это происходит, этом или том, наверное, не так важно.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=2062011001523&oldnumber=578