"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 20 (578) от 02.06.2011

Худсовет

Коты-убийцы

02.06.2011

Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ

«Я раньше думала: убивать людей – это забавно. Оказалось – это скучно». Эта фраза девушки-подростка, «пацанки» Мейрид (Елена Пылаева), единственного женского персонажа в пьесе Мартина Мак-Донаха «Лейтенант с острова Инишмор», могла бы стать эпиграфом к очередному дипломнику студентов баголеевского курса, впервые сыгранному ими перед широкой аудиторией Малой сцены академдрамы 27 мая.

Ирландский драматург Мак-Донах на саратовских подмостках уже прижился и чувствует себя там вполне вольготно. Да и зрители уже настолько привыкли к мрачному ирландскому юмору в российской театральной интерпретации, что считают его чуть ли не родным.

На сей раз нервишки публике своей беспардонностью пощекотал, ни много ни мало, «криминальный китч» с полным ассортиментом сопутствующих атрибутов: шокирующих пыток, кровавых криминальных разборок, стрельбы и расчлененки. Героев объединяет только одно – фанатичная сентиментальность в отношении кошек и котов, густо населяющих остров.

Обидеть кота для прожженного боевика с пневматическим оружием в руках из рядов военизированной ирландской группировки – по версии Мак-Донаха, преступление во много раз более тяжкое, чем убийство человека. Цена человеческой жизни в представлении террористов вообще невелика. Например, закоренелый бандит Падрайк (Игорь Костин) без раздумий готов лишить жизни родного отца Донни (Петр Матюшков) – и только за то, что тот несколько месяцев кормил его любимого кота Малыша Томаса «Вискасом», из экономии на более дорогом виде корма.

Вообще, найденный на дороге черный кот с размозженной головой, которого поначалу принимают за любимца Падрайка, на время оставленного для присмотра Донни, становится причиной кровавой драмы со множеством смертей. Погибает сам Падрайк, погибают его прежние приятели, а впоследствии непримиримые политические враги из Ирландской республиканской армии: Кристи (Максим Деричев), Брендан (Николай Сурков) и Джоуи (Егор Медведев). Заодно трупом оказывается рыжий котяра Сэр Роджер, вся вина которого заключалась в том, что даже с помощью окрашивания гуталином он не стал похож на Малыша Томаса.

Конечно, без доли волнения на генеральном прогоне спектакля в присутствии художественного руководителя театра Григория Аредакова не обошлось, и по некоторым персонажам это было особенно заметно. Зато очень удачно с ролью справился харизматичный Дмитрий Воронин, представший перед зрителями в образе бесшабашного подростка Дейви – далеко не все действующие лица пьесы смотрелись столь же убедительно.

Женских ролей в «Лейтенанте» почти нет. Это не случайность, а задумка режиссера – своего рода компенсация за другой, чисто «женский» дипломный спектакль «Звезды на утреннем небе».

Зато благодаря незадействованным в основных ролях студенткам курса и творческому триумвирату в составе художественного руководителя постановки Игоря Баголея, режиссера-педагога Любови Баголей и консультанта по пластике Алексея Зыкова постановка обогатилась большим количеством кошачьих. Пластические сцены с участием кошечек органично вписываются в сюжет: наглые инишморские кошки правят если не миром, то отдельно взятым островом – точно; без их участия не обходится ни одно из темных террористических делишек, ни одна кошачья смерть.

Мартин Мак-Донах играет на гротескности человеческих характеров, с их исковерканным восприятием добра и зла. Баголей тонко балансирует на грани гротескного и смешного, демонстрируя абсурд во всей его неприглядности или, если угодно, «красе». Во всяком случае, именно такое впечатление оставляет после себя новая работа его воспитанников.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=2062011001436&oldnumber=578