"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 20 (578) от 02.06.2011

Экология

Экологическая политика и общественные организации

Юрий ЧЕРНЫШОВ

В последнее время экологические проблемы, в связи с участившимися техногенными катастрофами и природными катаклизмами, влекущими за собой опять-таки тяжелые техногенные последствия, все чаще приобретают какой-то зловещий оттенок. Соответственно и общественная реакция на катастрофы и катаклизмы с их последствиями становится все более ожесточенной.

Это ожесточение подогревается невнятным поведением и порой бессилием властей в предотвращении и ликвидации последствий экологических катастроф. К тому же, невнятное поведение и бессилие усугубляется заметным игнорированием интересов людей, выражаемых через общественные экологические организации. По существу, обозначились две проблемы: несостоятельность мотивов, которыми руководствуется власть, обозначая планы развития (например, «удвоить ВВП»), и восприятие действий властей обществом. На несостоятельность мотивов действий власти уже не раз прямо или косвенно указывали и ученые, и сами представители власти, не потерявшие чувства реальности.

Экология страны устами авторитетов

Так, министр природных ресурсов и экологии РФ Юрий Трутнев в интервью журналу «Губернский» накануне IV (майского) международного экологического Невского конгресса 2011 года назвал цифры, характеризующие экологическое состояние страны. По его словам, «на территории страны существуют 194 «горячие» экологические точки». Это только территории, «где степень влияния отходов на здоровье человека и окружающую среду крайне высока». А сколько территорий, которые можно назвать «зонами техногенного риска», наверное, и не подсчитано. Ему вторит вице-спикер Совета Федерации РФ Светлана Орлова, с тревогой отмечая, что 35 % питьевой воды, потребляемой населением страны, не отвечает санитарным нормам, а более 20 % водопроводной воды не отвечает и санитарно-химическим показателям. В целом по стране более 11 миллионов человек пьют некачественную воду, а более 15 % территории страны находится в бедственном экологическом положении.

Одной из причин экологического бедствия Ю. Трутнев считает то, что «система государственного регулирования охраны окружающей среды в РФ разрабатывалась в 1980-е годы на основе эколого-экономических моделей того времени. Очевидно, она устарела». В связи с таким положением министр сделал вывод: «При отсутствии эффективной системы государственного регулирования экологии экономический рост приводит лишь к ухудшению жизни людей и состояния окружающей среды».

По существу, министр признал, что в стране отсутствует внятная экологическая политика. Отсутствие внятной, отвечающей здравым национальным интересам, экологической политики государства на протяжении последних 30 лет, приоритет экономических, зачастую хищнических, интересов стали, в частности, одними из причин национального бедствия лета 2010 года – лесных пожаров. Что уж говорить о регионах: там, зачастую, не только отсутствует внятная экологическая политика, там, скорее, следует говорить о наличии внятной «антиэкологической» политики, включающей откровенно враждебное отношение к той части общественности, которая проявляет искреннюю озабоченность экологическими проблемами еще на стадии, когда проблема не превратилась в бедствие. Саратовская область – один из таких регионов, но далеко не единственный. Не случайно проблема экологической политики и роль общественных организаций стали темой самого крупного круглого стола на IV Невском экологическом Конгрессе.

Экология и культура

Однако борьба за экологию, точнее, за проведение добротной экологической политики, взятая отдельно, сама по себе может превратиться в свой антипод, в действие, неохотно поддерживаемое людьми и встречающая настороженное отношение власти. Речь идет об экологическом радикализме. Пример тому – «зеленое» движение в Германии. Один из ведущих научных сотрудников Института русской литературы Е. Водолазкин, выступая на III Невском Конгрессе в 2010 году, отмечал, что все усилия «зеленых» Германии – это «чисто природоохранная деятельность», и хотя «эти люди все правильно делали, нота агрессивности, с которой они проводят свою деятельность, и странная методика фактически дегуманизировали «зеленое» движение Германии. Защита природы не должна быть абстрактной, природу надо защищать не только как среду обитания, но и как наш общий духовный дом. В этом суть «экологии культуры».

Термин «экология культуры» был предложенной еще Дмитрием Сергеевичем Лихачевым. Не лишне повторить его слова: «Экология, с моей точки зрения, состоит из двух частей: части охранения природы и части охранения культуры. Последняя тем более важна, что касается самой сущности человека. Человек есть часть природы, но он есть и часть созданной тысячелетней культуры. Погибнуть человек и человечество в целом могут не только биологически, вместе с уничтожением всего живого, но и духовно, вследствие уничтожения культуры… Только определенный культурный уровень дает возможность сохранения природы». Понятно, что борцы за экологию должны бы воспринять эту мысль и стремиться к тому, чтобы и как можно больше людей восприняло эту мысль как жизненное кредо.

Экологическая политика

Отсутствие экологической политики, как в стране, так и, тем более, в регионах, неудивительно. До сих пор не принято общего определения самой сути экологической политики, хотя ученые, общественники, отдельные фирмы, да, порой, и представители власти этот термин употребляют. Увы, каждый при этом понимает то, что ему выгодно. Но, кажется, пришло время, когда осознание пагубности приоритетов экономики перед экологией, а шире – перед экологией культуры, и отсутствие соответствующих понятий проникли в сознание и власть имущих. Необходимость разработки экологической политики РФ неоднократно отмечалась руководителями страны. А президентом Д. Медведевым уже дано конкретное поручение министерству природных ресурсов и экологии такую политику разработать и в форме проекта закона («Основы ЭП РФ–2030») представить на утверждение.

Согласно этому проекту, под экологической политикой РФ следует понимать систему решений во всем комплексе отношений государства, бизнеса, общества и человека в области охраны окружающей среды, обеспечивающих устойчивое развитие Российской Федерации. Приоритеты экологической политики, в частности, обозначены такие: «повышение экологической эффективности и обеспечение экологически ориентированного («зеленого») роста экономики»; «повышение качества жизни среды обитания человека»; «снижение негативного воздействия на окружающую среду отходов производства и потребления» и другие, не менее важные для жизнедеятельности человека. А в качестве механизмов реализации экологической политики указаны опорные пункты, имеющие особое значение для общественных организаций: «…доступ к экологически значимой информации»; «развитие экологической культуры…»; «совершенствование региональной и территориальной экологической политики…».

Впрочем, сколь бы хороши ни были законы и установления в России, всегда найдутся желающие и множество способов, чтобы все превратить в профанацию. Противовесом подобным желаниям и служат общественные организации, способные побудить власти худо-бедно, а ориентироваться, в силу хотя бы подчиненности, на разработку экологической политики, определяемой законом. Но, очевидно, решение экологических проблем зависит от двух сторон – власти и общественности, как организованной, так и в самом широком смысле слова. У общественных организаций средств, конечно, не больше, чем у государственного органа. Но у них есть хотя бы энтузиазм, чего днем с огнем не сыскать в кабинетах власти. И – от энтузиазма людей, побуждаемых к действиям в области экологии гражданским чувством и потому объединяющихся в общественные организации, зависит, в конечном счете, результативность экологической политики.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=1062011235821&oldnumber=578