"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 20 (578) от 02.06.2011

Событие

Возрождение саратовской гармошки

02.06.2011

Лана СОКОЛОВА

30 мая в колледже профессиональных технологий СГТУ прошла презентация первой гармоники с колокольцами, изготовленной Александром Крюковским в рамках проекта «Саратовская гармоника – народный символ земли Саратовской».

Надо отдать должное, событие действительно не ординарное, если учесть, сколько шумела по этому поводу пресса и общественность, чтобы сдвинуть процесс с мертвой точки. Галина Муренина, заведующая музеем Н.Г. Чернышевского, пожалуй, была единственной, кто вспомнил журналистов, поднявших вместе с музеем и общественностью «волну» в защиту гармоники.

Как рассказала заместитель председателя президиума Саратовского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) Людмила Бахарева, «2010 год был для нас особым годом, мы работали с бригадой Всероссийского телерадиовещания программы «Культура», где состоялась запись радиоэфира, и 18 июня сюжет о Саратовской гармонике прошел по этому каналу. 29 октября состоялась презентация проекта с общественными слушаниями и посвящением учащихся новой профессии».

С января 2010 г. Виктор Багсаляр, руководитель курса, начал обучение группы; видимо, тогда же и началось создание первых инструментов.

Дальше слово предоставлялось официальным лицам: от ректора СГТУ и председателя Саратовского ВООПИК Игоря Плеве до облдепа Александра Ландо.

«Так получилось, что в СГТУ нашлись неравнодушные люди, которые для себя определили, что надо возрождать то, что до конца не потеряно, – считает Игорь Рудольфович. – И мы пошли по пути возрождения того, что еще осталось у нас на саратовской земле: остались мастера, остались те ребята, которые посчитали, что можно свою профессию связать с работой по саратовской гармошке. Вероятно, они поступали в колледж, чтобы обучаться другим профессиям, но на сегодняшний день они настолько увлечены своей работой, что, по моему мнению, это производство сейчас имеет очень серьезные перспективы. Мы рассчитываем, что в будущем году это производство, как заверил Виктор Багсаляр, уже не будет таким, что один мастер делает гармошку от начала и до конца, а будет нечто подобное конвейеру: делать новые, ремонтировать старые и многое другое».

Документ за номером один, свидетельствующий о том, что сертификация изделия была осуществлена, вручил ректор СГТУ изготовителю первой, пока что единственной гармошки Крюковскому Александру. Правда, на столе перед собравшимися расположились несколько заготовок для будущих гармошек и штуки три гармоники на разных стадиях работы.

По словам Александра, он даже не предполагал, что «так тяжело будет сделать первую саратовскую гармонь». И хотя первая работа, на его взгляд, еще далека от идеала, но у молодого человека есть стремление к тому самому идеалу (видимо, под идеалом надо понимать концертную гармонику).

Эксперт по гармоникам Евгений Нахов оценил инструмент как весьма достойный и оптимистично заметил, что «будущее будет большое, потому что технические возможности сейчас велики, и, как ректор говорил, что это будет потоком. Не то чтобы каждую планку выпиливать, голосок настраивать… Это будут большие высокие технологии…».

Александр Ландо посчитал, что его тезка Александр «сам войдет в историю, давайте вспомним скрипки Страдивари, Амати, они не играли, не были специалистами игры, это не Паганини, но они создавали такие инструменты, которые рождали этих паганини, которые радовали миллионы людей столетиями».

Для г-на Лисовского, как министра промышленности и энергетики области, возрождение производства – просто «бальзам на душу, а возрождение производства утерянного бренда – вдвойне праздник». Ну а раз у г-на Плеве так хорошо получилось возродить утерянный бренд, то по дороге в колледж министру вместе с г-ном Ландо и г-жой Баталиной вдруг пришла идея, а не «бросить» ли Игоря Рудольфовича закрывать новую амбразуру – возрождать саратовский калач, потому как в последнее время с качеством там большие проблемы. «Эта задача сплотила и подняла на новый уровень и коллектив преподавателей, и престиж Технического университета и, в конечном итоге, – имидж Саратовской области, – считает министр промышленности.

Заместитель главы администрации Саратова Ольга Баталина отметила, что даже пока производство было разрушено, процесс обучения детей игре на этом инструменте не прекращался. «Мы долгие годы ждали, когда мы доживем до создания нового профессионального инструмента, поскольку подходит к концу срок службы тех гармоник, на которых играют наши дети. Я уверена, что саратовская гармоника будет существовать не просто как сувенир, как прекрасный подарок гостям Саратова, но мы будем продолжать традиции игры на этом инструменте. Мы готовы закупать музыкальные инструменты для наших музыкальных школ, – заверила г-жа Баталина, – и ждем только того момента, когда инструмент будет доведен до профессионального уровня».

Директор по экномическому развитию Саратовской Торгово-промышленной палаты Алексей Головачев, как бизнесмен, был краток и конкретен. Бизнесмены в непонятно что деньги вкладывать не будут, и раз уж есть готовый и действующий продукт (а в этом все убедились), то можно подумать о возможности инвестиций и «предложить бизнесу повернуться лицом к этому изделию, к бренду Саратовской области».

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=1062011235418&oldnumber=578