"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 18 (576) от 19.05.2011

История

Славянские обряды

Лана СОКОЛОВА

В минувшую субботу во дворе музея этнографии, что на Ульяновской, содружество «Колослава» зажигало не только в переносном, но и в прямом смысле этого слова: самый настоящий «жертвенный» костер был сооружен по всем правилам и разожжен древнейшим способом – трением.

Праздник «У истоков славянских обрядов», по словам заведующей музеем Ольги Верновой, приурочен к Ночи музеев, но поскольку коллектив музея невелик и проводить ночные празднества довольно проблематично, то музейщики решили накануне показать, что могут сделать сотрудники даже такого небольшого музея в содружестве с различными сообществами и национальными общинами. Право слово, даже в субботний день собрать людей, интересующихся народными традициями, оказалось делом весьма не простым.

«Главное, что в музее мы проводим праздники, которые рассказывают о традициях народов, проживающих на территории области, – считает Ольга Вернова. – Хотелось показать славянские обряды, вернуться к своим корням, узнать, с чем были связаны древние традиции. Хочется, чтобы те, кто пришел на этот праздник, увидели истоки и причины возникновения тех или иных традиций. Мы рассказывали много о русских, об украинцах, на этот раз решили рассказать о древних славянских обрядах».

Элементы языческих традиций, трансформируясь, остаются в современных реалиях, сохраняясь в народе на протяжении многих столетий. «Современные народные праздники, такие как Святки, Масленица, Купала – это все сохраняет и оберегает. На праздники наши предки приходили объединяться, водили хороводы, причем хороводы не случайно водили восьмерками, чтобы энергетика одного круга переходила в энергетику другого», – говорит Ольга Николаевна. Все это объединяло людей, и не так уж важно, что это было: масленичные гулянья, костры на Купалу. Если мы вспомним, то чаще всего на подобных праздниках одним из основных блюд были блины. Блин – символ Солнца, круг – символ единения и общности людей, что собственно и постаралось продемонстрировать содружество «Колослава».

Напомним, что содружество «Колослава» организовано в Саратове в 2007 году и занимается реконструкцией, поддержанием и развитием славянских обрядов и традиций. Знакомство со славянским календарем (кологодом) – а славяне свои основные праздники, как и календарь, ориентировали по солнцу, считая его главным элементом – рассказ о славянских праздниках и традициях приношения треб, а также и сам обряд приношения был продемонстрирован членами «Колославы». Пожалуй, для тех, кто знает и бывал на праздниках «Колославы», подобные обряды не в новинку, а вот для тех, кому все это было в новинку, рассказ Быляты (Георгий Данилов), на наш взгляд, был весьма интересен. И все бы прошло в «рабочем порядке», если бы не один эпизод, показавший, что, порой, многие из нас не знают истинного значения некоторых древних символов.

Один из гостей праздника, оказавшись весьма бдительным товарищем, заинтересовался солярными символами, вышитыми на рубахах ребят из «Колославы», осторожно заметив, что они напоминают ему что-то… Видимо это «что-то» напомнило гражданину не что иное, как свастику. Дабы совсем развеять сомнения в том, что ничего общего с нацистской атрибутикой эти символы не имеют (мало ли что рассказывают эти славяне-неформалы), сотрудники музея пригласили бдительного гражданина подняться в музейные залы и убедиться, что в экспозициях представлены экспонаты с подобной вышивкой.

Свастика есть на старых славянских вышивках, орнаментах, предметах быта, архитектурных памятниках – как на территории России, так и по всему миру. Стоит вспомнить солярные орнаменты в вышивке одежды у прибалтов, мордвы и других народов, даже на шевронах красноармейцев в 1918 году рядом со звездой была изображена свастика. И раз уж мы заговорили о таком спорном символе, то приведем некоторую справку о нем, дабы «реабилитировать» его.

«Свастика – символ Солнца, удачи, счастья и созидания. Это один из древних и архаичных солярных знаков – указатель видимого движения Солнца вокруг Земли и деления года на четыре части – четыре сезона. Знак фиксирует два солнцестояния: летнее и зимнее – и годовое движение Солнца. Тем не менее, свастика рассматривается не только как солярный символ, но и как символ плодородия земли. В переводе с санскрита «сувасти» – приветствие, пожелание удачи», читаем в Викепедии. Даже с разгоряченным воображением здесь сложно найти что-либо политическое, а тем более нацистское.

Солярные символы являлись главными и почти единственными элементами древнейших праславянских орнаментов. В древности ни один узор не наносился на какой-либо предмет просто так. Каждому элементу узора соответствовало определенное культовое или охранное (обереговое) значение.

Каждый символ в узоре имел свою мистическую силу. Соединив эти силы, люди создавали вокруг себя и своих близких благоприятную атмосферу, в которой легче всего было жить и созидать. Древние говорили: «Развитию человека мешают две вещи: незнание и невежество» – в таком случае, пришлось бы разрушить мозаичный пол и потолки Эрмитажа или купола храма Василия Блаженного только потому, что на них уже не одну сотню лет нарисованы различные варианты свастики.

Праздник продолжился обнесением присутствующих традиционными блинами и братиной с квасом. А уж после угощения и хороводы пошли водить под бубен да калюку вокруг догорающего костра.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=19052011005431&oldnumber=576