"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 18 (576) от 19.05.2011

Юбилей

Пилат, Мастер и другие

Светлана ТЕНЕТКО

В Доме кино продолжаются «Пряничные ночи» – цикл показов кино- и театральных произведений объединенных темой «Мы едим, едим, едим…». В воскресную ночь 15 мая зрители наслаждались пищей духовной. Название показа «Булгаков Night» уже говорит само за себя.

К юбилею писателя было подготовлено особое «меню». На аперитив подавались как легкие напитки – «взлет» Булгакова как драматурга и писателя в двадцатые годы прошлого столетия – «удача ломилась в дверь Булгакова», так и более крепкие – «свершилось мое писательское уничтожение: «Бег» – антисоветчина, «Багровый остров» – макулатура». «Великий и ужасный» отец всех времен и народов, вначале «обласкав и отпустив поводок», впоследствии затянул его довольно сильно на творчестве «зарвавшегося» литератора. Из песни, как и из истории, слово не выкинешь. Грустно, страшно, но необходимо было, пожалуй, с истории о радостных и трагических годах прошлого века начать разговор о Михаиле Афанасьевиче Булгакове.

Саратов вошел в жизнь Булгакова, наверное, не в самые худшие времена. Здесь он нашел первую любовь – Татьяну Лаппа. Многим знакомо здание областного совета профсоюзов на углу улиц Сакко и Ванцетти и Вольской. В начале прошлого века, в нем размещалась казенная палата и квартиры, в которых жили председатель казенной палаты (весьма мудрое решение – совместить дом и работу) и его семья, в том числе и старшая дочь Татьяна, ставшая впоследствии женой Булгакова. В годы первой мировой войны в этом же здании располагался госпиталь, в котором практиковал студент-медик Михаил Булгаков (правда, упоминаний об этом в виде той же памятной доски пока нет). Первую, Февральскую революцию, Булгаков встретил тоже в Саратове. «Булгаков много раз был в Саратове, но, к сожалению, об этом пока не существует ни фильмов, ни книг, ни передач – ничего, – посетовала Татьяна Зорина. – Как-то мы пока не с большим интересом отнеслись к этому».

В качестве закуски шеф-повара Дома кино предложили гостям салат «Ассорти» – нарезку из фильмов и спектаклей, снятых в разные годы российскими и зарубежными режиссерами. Главное, пожалуй, было не в том, чтобы бездумно насытится предложенным «блюдом», а с чувством, присущим настоящим гурманам, насладится его составляющими: «Роковые яйца», «Театральный роман», «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита», «Багровый остров»…

«Булгакову повезло на количество интерпретации его произведений, но – по мнению Татьяны Зориной – может быть, не слишком повезло на качество. Он, наверное, из тех писателей, кто в отличие от гигантов мысли, иногда объединявших себя с самим господом богом, таковым себя не считал».

Разговор о Булгакове не ограничился лишь показом отрывков из фильмов и спектаклей и, пожалуй, был бы не полон, если бы мы не вспомнили о спектакле Саратовского театра драмы «Мастер и Маргарита» в постановке А. Дзекуна. Исполнитель роли Понтия Пилата Олег Смирнов поделился воспоминаниями о работе над спектаклем и о том, каким видели двадцать лет назад Булгакова на сцене.

«Представить то, что этот спектакль состоится, было невозможно, – говорит Смирнов. – В числе своих сумасшедших, несбыточных мечт однажды я назвал роль Понтия Пилата. Через шесть лет мечта, как ни странно, сбылась.

Работа над спектаклем очень всех объединила. Я никогда не видел ни прежде, ни потом, чтобы вся труппа и весь коллектив театра работали с запредельной самоотверженностью. Спектакль создавался очень трудно: не было понятно, как это делать. Тогда нам казалось, что все удалось.

С ролью Пилата, мне кажется, что мы угадали. Я не говорю о том, что это было хорошо или плохо, но это было правильно. Часто спрашивали: «Где же тема страха, боязнь кесаря?». В 1986 году никто уже никого не боялся. Было, наверное, нелепо играть какой-то страх перед тираном… Булгаковедение было в зачаточном состоянии и такого количества литературы, как сейчас, не было. В Риме ни чиновники, ни воины не доживали до сорока (если немного вспомнить историю, то продолжительность жизни в то время, действительно, была не велика – Авт.). По преданиям, реальный Пилат пережил реального Христа года на три. В этом спектакле тема-то ставилась о свободе: в чем была трусость – отказаться от власти, т. к. власть подавляет человека, и он становится абсолютно не свободен. Об этом и шла речь, что два почти равных по возрасту человека выбирают совершенно разные пути… То, что эти люди близки по возрасту, проблему обостряло. Глядя на блестящего Ульянова (режиссер Ю. Кара), на замечательного Лаврова (режиссер В. Бортко), думаю, у них вопроса нет – бросить ли деньги на дорогу и пойти послушать несколько интересных мыслей, такого вопроса у них, мне кажется, не могло и возникнуть…».

В продолжение темы булгаковских спектаклей на сцене академдрамы и о том, как Булгаков «выглядел» на сцене театра, рассказала заведующая литчастью театра Ольга Харитонова. «Спектаклей по романам Михаила Булгакова в театре драмы было четыре: «Зойкина квартира» (1984), «Мастер и Маргарита» (1986), «Багровый остров» (1988), «Белая гвардия» (1991). Разница между тем, что было тогда, и тем, что есть сейчас, – в потрясающем ощущении времени, – считает Харитонова. – Булгаков пришел во время, которое многие из присутствующих не прожили и которое теперь воспроизвести очень трудно. Это было время необычайного воодушевления. Булгаков был первым, кто открыл для театра драмы какое-то другое ощущение жизни, ощущение, связанное со свободой и с тем, что, как говорил Иешуа, «когда-то настанет царство истины и справедливости». Казалось, что старое уйдет и придет совсем иная жизнь, в которой нам эта истина откроется. Труппа театра было в то время очень молода, и ощущение нового слова, иного чувства жизни входило вместе с Булгаковым, его прозой и драматургией».

В то время в театре выходила еженедельная малотиражка «Афиша», в апрельском выпуске (1991 г.), посвященном 100-летию Булгакова, были напечатаны письма, которые артисты писали Булгакову, настолько он казался, по словам Харитоновой, живым человеком. Одно из этих раритетных писем – Евгения Виноградова, единственного из актеров, игравшего во всех булгаковских спектаклях, было прочитано перед подачей десерта – запись репетиции спектакля «Багровый остров».

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=19052011005351&oldnumber=576