"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 15 (573) от 28.04.2011

Роскошь Общения

Ироничный Кирилл Данелия и его «The Greatest Hits»

Светлана ТЕНЕТКО

В Радищевском музее продолжает работу выставка Кирилла Данелии, которая называется ни больше, ни меньше, как «The Greatest Hits». Это отнюдь не мания величия, а скорее, по словам автора, «самоирония или злая шутка над самим собой; например, когда музыканты перестают выпускать альбомы, они выпускают «The Best of», «The Greatest Hits». А поскольку у меня давно не было цельных, больших выставок новых работ, то из своих лучших «песенок» сделал выставку».

Работы, представленные из коллекции художника, написаны в период с девяностых до 2001 годов. Из более чем 650 полотен только около 120 находятся в коллекции автора, еще порядка сорока, которые никогда не будут выставляться, стоят в запасниках – жалко выбросить, честно признался Кирилл.

Вероятно, многие, увидев знаменитую фамилию, зададутся вопросом: уже не родственник ли того самого Данелии? Кирилл не просто родственник, а сын «родителя» «Мимино», «Кин-дза-дзы» (вспомнившиеся фильмы каждый продолжит сам). По стопам отца Кирилл не пошел, объясняя это тем, что «такого отца переплюнуть невозможно». Хотя к созданию пепелаца все же приложил руку.

О выставке

Очень много работ, связанных не только с ностальгией по Москве 70-х, но и с большим отрезком жизни в Нью-Йорке и путешествию по другому континенту, в принципе – описание всяких штуковин, через которые передаются и мои впечатления о городах. Это такая мистическая для меня живопись и искусство среды обитания человека. Вокруг каждого предмета создаются ситуации, мизансцены, которые мы знаем. Большинство из нас знает, что происходит на посиделке в кафешке, поэтому дальше я приглашаю зрителя самого развивать сценарий того, что происходит за этим. Я пытаюсь сказать что-то одно, для вас – это что-то другое. Никакой глобальной идеи по переворачиванию искусств или введению каких-то новых трендов или новых открытий перед собой никогда не ставлю.

Создается мизансцена среды жизни городского человека. Я рассчитываю на то, что мой зритель отличает кофе от чая, об этом, в принципе, и пишу. Америка – страна для меня очень родная, я там провел 15 лет. Нью-Йорк - город родной, поэтому о нем написано очень много. Но Нью-Йорк город все равно очень европеизированный по культуре общения людей. И очень много написано о том, что у нас появилось последние десять лет, когда мы из кухонных посиделок вылезли в общение друг с другом вне дома: на встречи-посиделки за чашкой кофе. Что за этим происходит – все что угодно: от случайного знакомства в Интернете до деловой встречи.

По каким-то мелким нюансам я пытаюсь сказать то, что я хочу сказать, а дальше человек уже может домысливать себе то, что он хочет и может. Работа с социальными штампами все равно идет, так как они все еще у нас есть. И несмотря на то, что зарождение поп-арта произошло в Америке, наша страна культурологически сильно подготовлена к поп-искусству. На этом основан почти весь сценарий «С легким паром». Смотришь советский кинематограф и, если показывают прихожую, то ты не только знаешь примерное расположение комнат, ты даже знаешь, какая мебель будет стоять в соседней комнате, – это даже не обязательно показывать. Стандартизация нашей жизни до восемьдесят пятых – девяностых годов была настолько мощной, что поп-арт и поп-артистские ходы естественно вплелись в новую живопись.

Я работаю с образами ХХ века, работаю, в принципе, с эстетикой уже антикварной и с эстетикой 60-80-х годов ХХ века и там же хочу оставаться без всяких прогрессирований в новые технологии и в то искусство, которое мне тяжело назвать живописью. То, что называется актуальным искусством, – не мое. Я вожусь со старыми живописными способами выражения. Все маленькие вклейки реди-майды стали уже классическим подходом.

Первая серия – стулья. Они до сих пор для меня идут лейтмотивом в очень многих вещах. Потому что когда мы не спим, то мы чаще всего сидим.

Нью-Йорк, Нью-Йорк...

В восемьдесят восьмом – восемьдесят девятом годах, когда рухнул железный занавес и пошел бум на русских художников, началась мода на выставки из России, на русских современных, на тот момент, художников, и «шестидесятников» тогда начали вытаскивать. Было предложено несколько выставок, и я поехал. Начал работать, потом получил контракт и, получив рабочую визу, остался «оттягивать срок» на 15 лет.

Учитывая то, что в Нью-Йорке живет довольно большая компания людей, которых я с детства знал по родительской кухне, уехавших в третью волну эмиграции, когда была зачистка перед Олимпиадой – там живет все мое детство. И где-то через 10 лет, приехав уже взрослым человеком, я попал в хороший «заповедник» шестидесятого года, где была огромная диаспора, предложения по работе, по выставкам, и вот мы там так и зависли. Это была интеллектуальная эмиграция восемьдесят седьмого – восемьдесят девятого годов, которая частично шла через Вену, частично уехала в Израиль, но большинством закончилась в Нью-Йорке.

Ассоциации

Рыба может быть рыбой, рыба может быть библейским чудом. Точно также рыба может быть цитатой и диалогом с живописью 20-х годов, в которой она очень много присутствует, а может быть просто воблой к пиву. Поэтому все варианты у зрителей приветствую.

Учитывая то, что мой любимый период 20-х годов в российской живописи – вобла же там тоже не просто, ведь ничего другого не было. Это был сухой паек, которым кормили народ, поэтому художники это и писали. Теперь под это мы начинаем подводить какую-то дикую мистификацию, чудо кормления двух тысяч голодных, христианство и т. д.

Но как человек, выросший в христианском культурологическом пространстве, у меня цитаты естественно идут, потому что Библия – книга, важнейшая в культуре.

Реальная профессия

В девяносто пятом году в клубе «Эрмитаж» устроил первую Международную конвенцию тату. К тому моменту я уже был в этой среде, но больше как клиент. Потом я понял, что нечестно делать Международную конвенцию, если самому не уметь этого делать.

У меня была паранойя, что в руках нужно держать более реальную профессию, чем художник. И художник тату для меня показался довольно интересным. В момент конвенции я познакомился с большим числом мощных западных художников-татуировщиков, к одному из них – Шотси Горману – напросился в ученики. Естественно, начал с подметания пола и сбора иголок – вся старая школа «от и до». Через год мне дали первую «жертву», и я встал на линию. Четыре года отработал профессиональным татуировщиком. Это было дико интересно: общение с людьми и технологией. Художественная карьера переборола, и я это дело оставил, но в любой момент в тюрьме и в армии я могу взять иглу в руки и обеспечить себя табачком, по крайней мере.

Это было интересное общение, такое «хождение по дну», мне очень хотелось быт подонком, общаться с этим народом, хотя среди них яппи намного больше, чем людей из андеграунда: поездки по конвенциям, общение с фриками и людьми, которые живут этим полностью, «от и до». Это было очень интересное время – время увлечения автомобилями 50-х, Harley-Davidson, татуировками. Я об этом ни в коем случае не жалею, очень люблю это время до сих пор.

Одну тату-студию в Москве я до сих пор «подкармливаю», проекты продолжаются, они растут и множатся. Но сам уже вышел из этого. У меня была идея создать собственную студию, но на то количество энергии, которое нужно вложить в стране с огромнейшими возможностями для создания студии, можно намного больше навертеть проектов и других дел.

Но в 95-м году, думаю, огромное число мамочек молоденьких девочек меня проклинали, потому что в эту ночь многие из их дочерей вернулись со свежими татуировками.

Галерист и коллекционер

Последние годы работаю мало, и работы последних лет не представлены на выставках, так как большинство расходится сразу по коллекционерам. Поэтому после 2001 года на руках почти нет работ. Если раньше я где-то минимум 30–40 работ в год писал, то сейчас их намного меньше, все остальное время занимают проекты… Детей надо кормить потому что.

Есть проекты по древностям Востока – второе направление, которым я активно занимаюсь и которое забирает много времени. И я к этому подхожу как к искусству, это не коммерческий проект и его нужно сделать хорошо, а чтобы сделать хорошо, нужно много времени.

Есть галерея Fusion Culture Gallery в Москве на Малой Бронной, которая занимается древностями Востока. Я коллекционирую вещи – исходные точки цивилизации: Древний Египет, Индия и то, что оттуда поехало. Египет, как очень сильно повлиявший на все европейское искусство: на Грецию, а потом на Европу. Индийский анклав и китайский анклав – культуры, которые выросли и потом дико смешались. Началось это с моего увлечения тем, что мы евроазиаты, и дикая смесь наша евроазиатская.

У меня очень долго был стереотип человека из Советского Союза, что любая вещь старше 100 лет должна быть в музее. На самом деле существует большой рынок древностей на Западе, и за 250–300 долларов можно купить какую-нибудь древнеегипетскую штучку.

Коллекция потихоньку начала разрастаться, затем прибавился Китай, Япония. Коллекция стала настолько огромной, что появились вещи, которые дублировались или с которыми я мог расстаться. Таким образом, родилась галерея, в которой частично моя коллекция выставляется и продается.

Семейный бизнес

Галерея бизнес, естественно, семейный, поэтому прежде всего прикрытием спины участвуют. Дети интересуются, детей пытаюсь начинать учить. Дети больше заинтересованы историей, чем, может быть, обычные школьники. Пока им рановато участвовать в галерее, но я их, естественно, как любой отец, пытаюсь втянуть в это, чтобы было кому-то все оставить.

Родители не участвуют, они просто иногда появляются на открытиях, хотя матушка моя очень сильный менеджер и первое время занималась проектами моих выставок.

Как ни странно, у меня шестилетний сын начал писать сейчас… Причем вещи, под которыми я готов подписаться. Я не люблю мистификаций, но мне очень хочется на следующей выставке повесить несколько его ассамбляжей и подписаться собой... Конечно, то, что он делает, очень похоже на мои работы, но ребенку всего шесть лет, и это не может меня не радовать, как любящего отца.

Поскольку у меня их четыре, то хоть кто-то из них что-то заберет… Не в пустую же, не в песок… Иначе придется больше рожать.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=27042011234945&oldnumber=573