"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 14 (572) от 21.04.2011

Худсовет

Убийственно хороша

Екатерина БОГДАНОВА

Она, они (ее мужчины, разумеется) и парикмахерская, которая для главной героини не просто место работы, а фактически второй дом. Современный сюжет на вечную тему поисков простого женского счастья, предложенный ростовским драматургом Сергеем Медведевым, на саратовской сцене с актерами драмтеатра воплотил в жизнь режиссер из Калуги Константин Солдатов. Сдача спектакля с последующим премьерным показом состоялась 15 апреля.

Постановка готовилась исключительно под формат малой сцены. Она невелика по времени – всего полтора часа – но даже если бы у зрителя оставалась возможность заскучать, он бы не сумел этого сделать.

«Парикмахершу» ставили уже не единожды, в разных городах. И, как заметил присутствовавший на генеральной репетиции автор, не во всех случаях удачно.

Саратовская премьера в число «неудачников» не вошла: драматургу трактовка Константина Солдатова понравилась. Да и не только ему – зрителям тоже. По ходу безантрактного действия зал бурно реагировал на немые сцены и импровизационные находки актеров и режиссера.

Первая и самая главная находка сказалась на жанровом определении «Парикмахерши»: Солдатов предложил заменить сухое авторское «монолог с 12 картинками» на более лиричное «городской романс». При этом само действие, по версии режиссера и художника-сценографа из Питера Николая Слободяника, разворачивается в парикмахерской, внешне похожей на детскую песочницу. Продолжением метафоры становятся доски-лучики, по которым персонажи приходят в парикмахерскую, а на самом деле – внутренний мир главной героини Ирины (Дарья Родимова).

Сам зритель знакомится с девушкой в тот момент, когда она без ума от счастья: через сто дней она, наконец, увидит возлюбленного, образ которого она себе намечтала по завязавшейся между ней и неким молодым человеком Евгением (Валерий Малинин) переписке. Евгений заканчивает «мотать» срок за убийство жены в местах не столь отдаленных и уверяет Ирину в том, что их совместная жизнь будет сказочной. И девушка ему верит и ждет, отвергая настойчивые ухаживания остальных претендентов на руку и сердце – судьи Алексея Николаевича (заслуженный артист Владимир Назаров) и пожарного Виктора (Александр Кузьмин).

До добра все это не доводит: Евгений, вернувшись из тюрьмы, предпринимает попытку убить наивную девушку, причем дважды, и скрывается с похищенными у нее деньгами. Эта криминальная история добавляет перчинку в стандартную мелодраму, хотя так и кажется, что, вводя в текст двойное убийство, автор рассчитывал на чисто зрелищный эффект: поверить в то, что героиня выживает после столь жестокого покушения, достаточно сложно.

Правда, сам Сергей Медведев утверждает, что примерно так оно и было на самом деле. Ведь сюжет с убийством был взят им из криминальной сводки в газете. Уже потом на эту заимствованную историю наросла сюжетная канва всей пьесы. Первоначально автор определил Ирину в продавщицы магазина женской одежды. Однако потом решил, что эта профессия не продемонстрирует особого развития на сцене, и дал в руки героини ножницы. «Мне хотелось сделать что-то насыщенное, динамичное, сказочно-театральное», – поделился своими замыслами автор пьесы.

Что радует, Константин Солдатов прекрасно обходится без натуралистических деталей: сцена убийства, в основном, прописана со слов действующих лиц. Режиссер берет другим. Очень зрелищны появления на сцене и Евгения, и Николая (Александр Каспаров). Валерий Малинин удачно и убедительно вжился в образ приблатненного зэка, Александр Каспаров уморительно сыграл развязного и безденежного типа – художника, бывшего мужа Ирины. Да, собственно, каждая актерская работа в этом спектакле оставляет после себя столь целостное впечатление, что лучше, кажется, и не надо. «Оригинальная постановка, сделана профессионально, мне она очень понравилась», – оценил совместную работу калужского режиссера и саратовского театра Сергей Медведев.

В целом доволен конечным результатом остался и сам Константин Солдатов. Прогон, по его мнению, получился несколько смазанным, но это было списано им на естественные причины: волнение актеров, проверку каких-то деталей на зрителе. Но это – пристрастный взгляд творца, которому хочется до бесконечности менять даже уже готовую работу. На самом деле шероховатости во время генеральной репетиции почти не ощущались: не исключено, что какие-то недостатки в исполнении компенсировал динамичный сюжет.

Финал и спектакля, и пьесы остается открытым, но ни у зрителей, ни у самого драматурга нет сомнений по поводу возможного развития дальнейших событий. Она снова будет ждать его возвращения из тюрьмы, а он снова попытается ее убить… Такова суть всепрощающей, истинно женской природы. И такие женщины – отнюдь не порождение фантазии автора текста. Сергей Медведев уверяет, что они попадаются даже среди его знакомых.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=20042011231411&oldnumber=572