"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 10 (568) от 24.03.2011

Вернисаж

Восток – прекрасный и загадочный

Светлана ТЕНЕТКО

Приход весны отмечается, пожалуй, так или иначе, наверное, во всех культурах. 18 марта – накануне празднования традиционного восточного праздника весны Науруз – в Мавританской гостиной Саратовского областного Дома работников искусства открылась выставка традиционной одежды и прикладного искусства стран Ислама «Путешествие Мушкиль Гуши» из личной коллекции Алены Сластихиной, члена международной лиги сказочников и сказителей, известной под именем Софии Атыш, саратовской путешественницы, журналиста, этнографические заметки которой переведены на шесть языков мира.

Интерьер Мавританской гостиной, можно сказать, идеально подошел для выставки. Да и само открытие оказалось необычным: вместо дежурных представлений и рассказов об экспонатах организаторы выставки Андрей Боровский и Алена Сластихина с первых минут вовлекли зрителей в диковинный мир Востока сказкой о Мушкиль Гуше – помощнике в беде.

Алена, начав сказку по праву хозяйки, передавала ее следующему гостю, подхватывавшему и продолжавшему повествование.

Вот так, шаг за шагом, от гостя к гостю, украшенная номерами танцовщицы Тулами Срин, неспешно, по-восточному вводила история о Мушкиль Гуше собравшихся в удивительный мир Востока. Просто сказкой презентация не ограничивалась: дабы публика не скучала и не расслаблялась на мягких вышитых подушках, в качестве развлечения и гимнастики для ума ей была предложена небольшая викторина, конечно же, с поощрительными призами. Мало кто знает о том, что именно сказка о Мушкиль Гуше (или Мушкил Кишод), услышанная Сервантесом в оттоманском плену, дала имя герою и название одному из величайших произведений мировой литературы – роману «Дон Кихот».

«После развала Советского Союза, после войны в Афганистане пропаганда долгое время пугала нас страшными мифами о Востоке и Исламе, но в то же время мы читали прекрасные восточные сказки, совершенно роскошную опьяняющую поэзию восточных поэтов. Это было такое противоречие, разрешить которое можно было только на месте, оказавшись включенным наблюдателем. Эта выставка – моя благодарность людям Традиции, Ислама, щедро открывшим для меня сокровищницу восточной культуры.

Для меня самым счастливым и спокойным местом стал Афганистан, – считает Алена. – Возможно, это звучит несколько странно, но это так. Восток – счастье не для всех, но для меня он раскрылся именно счастливой стороной – не банальной туристической, а семейной и дружеской. Все наряды, представленные на выставке, мои любимые. Это не просто коллекционные вещи, купленные по случаю. Эти вещи я носила в тех или иных местах при определенных обстоятельствах».

Самый любимый из экспонатов, по словам Алены, – платье афганской учительницы, которое не только позволяло нашей соотечественнице пристойно выглядеть во всех странах, но и, к тому же, еще и приносило удачу.

Коллекция, представленная в Мавританском зале, собиралась более десяти лет. Один из экспонатов – антикварная паранджа XIX века – можно сказать, уже раритет даже на Востоке. Как ни странно, паранджа, которую «освобожденные женщины Востока» в советских фильмах бросали в костер, на самом деле весьма функциональная и полезная одежка в жарком и пыльном климате Афганистана, Узбекистана и других восточных земель. Всю прелесть паранджи Алена поняла в Афганистане. Конский волос, из которого сделана передняя часть паранджи, хорошо пропускает свет, защищает от солнечной радиации, а в Афганистане около 60 градусов (как ни вспомнить прошлое жаркое лето). Под паранджой создается определенный микроклимат, который, несмотря на высокую температуру, позволяет чувствовать себя относительно комфортно. Паранджа – своего рода приспособление для выживания. А поскольку сейчас паранджу днем с огнем не сыщешь, то на смену ей пришли чадари, сделанные из шелка, без которых, по словам Сластихиной, в Афганистане просто не выжить. Более того, зная несколько «нужных» фраз, например, «сколько стоит», можно спокойно торговаться получить скидку «для своих».

«Когда-то я прочитала сказку о Мушкиль Гуше, и мне захотелось не просто поехать на Восток, а с какой-то исследовательской целью. У меня не было грантов, направляющей организации, просто самой для себя захотелось изучить эту сказку», – так, по словам Алены, началось ее путешествие на Восток. «Сказка стала своего рода «ключиком» на Восток. Очень сложно журналисту, этнографу перейти рубеж «белого» человека по отношению к Востоку, – считает Алена Сластихина. – Может быть, история о Мушкиль Гуше мне помогла, и удалось преодолеть барьер «белого» человека и выйти на простой человеческий язык общения. Как только ты «включаешься» в рассказывание сказок (как сказительница я ношу голубой хиджаб) ты сразу попадаешь в другой мир. В Самарканде один старенький дедушка пожелал мне, чтобы, куда я ни пришла, меня встречали бы как члена семьи Пророка, и я много лет счастливо путешествую с этим благословением. Хотя я бы не стала рекламировать самостоятельное путешествие на Восток для девушек и женщин, да и вообще людей, не знающих определенных правил и обрядов. На Востоке чаще, чем в других местах, с этим незнанием можно легко попасть впросак, там вежливость относится не просто к культурным категориям, но, скорее, к религиозным.

«Путешествие Мушкиль Гуши» – не просто экспозиция, в которой представлены традиционные костюмы, художественный текстиль, вышивка, миниатюра и каллиграфия, расписная эмаль, инкрустация, керамика Афганистана, Узбекистана, Ирана, Турции, Марокко. «Путешествие Мушкиль Гуши» – это своего рода проект, в который, как бусины в ожерелье, войдут мастер-классы, лекции Алёны Сластихиной «Хороший тон на Востоке», Андрея Боровского «Принципы формирования этнографической коллекции», Олега Шимельфенига «Религиозно-философские парадигмы Востока», семинар «Школа сказителей» известного переводчика Юлия Аранова, на котором речь пойдет о невероятном спектре прикладного применения сказок в современном обществе.

Первой бусинкой в ожерелье, если не считать открытие выставки, стал 19 марта мастер-класс Виктории Алиевой (дизайнера, мастера по костюмам киностудии «Мосфильм») «Принципы турецкой сакральной орнаменталистики в домашнем интерьере», на котором автор показала, как можно перенести элементы монументальной архитектуры дворцов и мечетей Востока во внутренне пространство московской квартиры. Подушечки, шторы, покрывала создают невероятную гармонию восточного дома.

Выставка продлится до 9 апреля, а в последние дни работы экспозиции, 7 апреля, фотограф Алексей Леонтьев для всех желающих проведет фото-сессию в интерьерах и костюмах с выставки.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=23032011232129&oldnumber=568