"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 10 (568) от 24.03.2011

Продолжение Темы

Дом кино. Эпизод 3: Ответ «старой гвардии»

Светлана ТЕНЕТКО

Страсти вокруг Дома кино и Нижне-Волжской студии кинохроники не утихают. 17 марта свое отношение к происходящему на пресс-конференции озвучили режиссеры-документалисты Марина Иванова, Альбина Ибрагимова и Дмитрий Луньков. Надо сказать, что тема пресс-конференции балы заявлена довольно масштабная: «Судьба Нижне-Волжской студии кинохроники и документального кино в Саратове. Истинное положение дел». Правда, сценарий, который был предложен прессе, на деле оказался весьма далек от заявленной темы.

Например, по словам Марины Ивановой, за происходящими событиями вокруг Дома кино и студии кинохроники кинематографисты наблюдают в Интернете. «…Нас настораживает только одно, – отмечает г-жа Иванова, – все говорят, что мы теряем зал, в котором показывают арт-хаусное кино. Но нам бы хотелось сместить проблему и поговорить о том, что мы теряем в городе документальное кино, мы теряем школу Саратовской документалистики, которая совсем недавно достаточно ярко заявляла о себе сначала на просторах СССР, а потом и России. В 2013 году Нижневолжской студии кинохроники исполняется 90 лет и вопрос стоит так: будем ли мы праздновать эту дату или вообще забудем о том, что в Саратове была такая студия. Почему проблема под названием «Дом кино» так возбудила город, и почему, нигде, кроме газеты «Взгляд», не прочитала, что документальное кино в Саратов погибает».

Марина Иванова считает, что гибель студии, а с ней и документального кино, началась с приходом Андрея Наймушина. «Наймушин – единственный из всех директоров киностудии, имеющий отношение к кино, но столько зла, сколько он, не принесли студии все директора вместе взятые. Впрочем, директоров мы никогда не любили. Сейчас главная цель – наладить и возобновить кинопроизводство», – подчеркнула Иванова.

Вероятно, уважаемые режиссеры-документалисты не смогли забыть прошлых обид на Наймушина, которого, кстати, сами же и пригласили в директора. Г-жа Иванова отметила, что после прихода Наймушина в 2003 году произошла некая ротация кадров и «ни один из документалистов, проработавших здесь всю жизнь, принят на работу не был. Вся документальная продукция стала выпускаться усилиями ребят, которые ходили в «Фонарь», студенты какие-то там, все стало делаться руками этих ребят под видом дебютов».

«Дело не в том, что мы оказались за бортом, – считает Луньков, – мы за этот борт и не очень держались, а в том, что студия была заполнена другими, абсолютно чуждыми этому делу людьми, которые чужды и до сих пор». Тогда совершенно непонятен рассказ о делах почти семилетней давности, в которых «первую скрипку» играет, конечно же, Андрей Наймушин. Кроме цифр, озвученных на пресс-конференции в терруправлении, ничего нового, по сути, не прозвучало. Если говорить о том, что Наймушин обанкротил студию, то тут же возникает вполне логичный вопрос: куда смотрели все эти годы совет директоров, акционеры и терруправление?

Впрочем, отправленные «в отставку» кинорежиссеры безработными не остались, а некоторые, как Иванова, основали частные студии и регулярно получают заказы от Министерства культуры РФ. Так, за последние три года Марина Иванова на своих студиях «Иванов» и «Кинодокумент» сняла 4 фильма, бюджет которых составил 2 миллиона 300 тысяч рублей.

Тем не менее, старая гвардия возлагает определенные надежды на новое руководство. «Появилась какая-то надежда, что на студию пришло новое руководство. Директора я не знаю, я знаю Татьяну Борисовну Кирсанову, как классного производственника, я знаю, что сейчас приняты заявки от документалистов саратовских, настоящих…», – заявила Марина Иванова. Только как же быть с оценкой, данной самой г-жой Ивановой «классному производственнику» Кирсановой: «Татьяна Борисовна пренебрежительно, даже с ненавистью, относится с документальному кино и киножурналам. А наши, как она выражается «шедевры», нелегко даются…» (протокол партсобрания Нижне-Волжской студии кинохроники от 08.07.1987 г.).

«Надеемся, что Союз кинематографистов вернется тоже в это помещение, надеемся, что студия кинохроники заработает денег и купит видеопроектор, и тогда здесь можно будет смотреть и арт-хаусное кино, и документальное кино, лучшие фильмы, мировые премьеры, т. е. это все вообще не проблема. У меня просьба – давайте прекратим раздувать этот мыльный пузырь и дадим этой бедной студии встать на ноги», – с такой вот просьбой обратилась Иванова к собравшимся журналистам и телевизионщикам.

С приведенными доводами и обвинениями кинематографистов в адрес Андрея Наймушина не согласились менеджеры студии Кирилл Маркелов и Роман Васильев, заявившие, что половина из сказанного выступающими – ложь, что вызвало крайнее неудовольствие устроителей конференции. «Кто вы такие? Выйдите отсюда», – приказал им Луньков. Словесная перепалка и взаимные обвинения, к счастью, остались только на словах и не вылились в потасовку.

Не обошли вниманием и фестиваль «Саратовские страдания: «Я двумя руками поддерживаю этот фестиваль, я считаю, что любой кинофестиваль украшает город. Но этот фестиваль не входит в шорт-лист фестивалей, которые получают финансирование из федерального бюджета, от того же департамента кинематографии, – отметила г-жа Иванова. – Хорошо, что Наталья Ивановна Старшова находит возможности его финансировать. Как только Наталья Ивановна уйдет от этой общественной работы, так фестиваль немедленно прекратится. Поэтому если этот фестиваль будет жить, то мы будем только «за», хотя я лично никогда в жизни не отдам ни одной своей картины на фестиваль Зориной и Наймушина, потому что я к этим людям отношусь с огромной брезгливостью и по-другому относится не смогу».

Григорию Гришину, обратившемуся с вопросом к г-ну Лунькову, как к коллеге, и неосторожно в присутствии мэтра отрекомендовавшись режиссером, Дмитрий Алексеевич тут же дал отповедь: «Я бы Вам посоветовал называть себя режиссером не сразу. Попозже немножко, это должно отстояться, про Вас должны написать в центральной прессе. Не торопитесь, а то сейчас режиссеров, как нерезаных собак, развелось. Хороший фильм сняли, я его хвалил», – признается Дмитрий Луньков и тут же добавляет: «Вы поймите, рано еще…» (видимо, называть себя режиссером – Авт.).

«С этой организацией (Нижне-Волжская студия – Авт.) мы никак не связаны. И нам от нее ничего не нужно – не денег, не должностей, – поддержал своих коллег Дмитрий Луньков – Здесь мы не бываем. Не бываем ни на сеансах, ни на фестивалях. Я, например, пришел потому, что именно здесь – на полках и стеллажах – лежат десять моих фильмов и 20 киножурналов. И нам небезразлично, где наши творения лежат». Видимо, уважаемый Дмитрий Алексеевич запамятовал, что все ленты, отснятые до 2003 года (два последних его фильма «Читатель Пушкина» и «Цена азбучной истины»), датированы 1999 годом (см. сайт Гильдии кинорежиссеров России www.kinogildia.ru) и уже давно хранятся не на студии, а в филиале ФГУП Фильмофонд «Центрнаучфильм».

Собственно, за дальнейшей судьбой документального кино, как и самой студии, видимо, придется наблюдать в режиме он-лайн. Поскольку как возрождать умирающую документалистику и студию – на пресс-конференции вразумительного ответа так и не прозвучало. Интересно, к чему бы тогда собирать прессу? Вопросов опять больше, чем ответов. Что ж, поживем – увидим, чем закончится история с Домом кино.

P. S. Обещанная новым руководителем выплата зарплаты так и не случилась. Правда, показы возобновились, но любителей Феллини оказалось не больше, чем поклонников арт-хауса.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=23032011231846&oldnumber=568