"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 7 (565) от 03.03.2011

Проблема

Кино не будет

Светлана ТЕНЕТКО

25 февраля саратовские СМИ пригласили в Дом кино на пресс-конференцию, главной темой которой стало известие о предстоящей продаже здания. Собравшиеся журналисты и телевизионщики вынуждены были тесниться в небольшой комнатке «Нижнее-Волжской студии кинохроники», поскольку, как объяснили устроители, ключ от кинозала неожиданно забрал новый временно исполняющий обязанности генерального директора г-н Феклистов, кстати, не почтивший своим присутствие мобравшихся.

По словам главного редактора ОАО «ТПО «Нижне-Волжская студия кинохроники» Татьяны Зориной, принято решение об окончательной продаже пяти оставшихся в стране студий документальных фильмов, что для саратовской студии означает возможность выкупить ее, но для этого нужны деньги, которых на данный момент нет. Вероятно, желающих приобрести здание почти в центре города найдется немало – как в Саратове, так и за его пределами. Единственный вариант, по мнению Зориной, – «общественное участие в покупке здания, которое могло бы использоваться так, как оно используется сейчас». Во всяком случае, такой план сохранения Дома кино и студии существует. Возможно, привлечение общественности, правительства и частных предпринимателей поможет набрать нужную сумму или открыть на базе Дома кино факультет кинематографии в одном из университетов Саратова.

В последнее время события с Домом кино и отношение к нему Территориального управления Федерального агентства по управлению госимуществом по Саратовской области стали развиваться довольно стремительно и не в лучшую сторону для первого. Принято решение об отстранении гендиректора студии Андрея Наймушина за грозящее студии банкротство. Вторым шагом акционеров стало назначение ВРИО директора человека, по мнению Татьяны Викторовны, не связанного никоим образом с производством, прокатом и кино вообще – Сергея Феклистова, работающего в коммерческой редакции ГТРК «Саратов». За прошедшие два месяца новым руководителем предприняты ряд действий, вызвавших у студийцев большую тревогу.

Г-н Феклистов, как рассказал Андрей Наймушин, на общем собрании 31 января предложил всему коллективу (18 основных сотрудников и 10 совместителей) уволиться по собственному желанию. Уже вручены уведомления о сокращении ряда сотрудников, в числе которых и арт-директор Дома кино Роман Васильев.

ВРИО директора предупредил о прекращении показов и каких бы то ни было отношениий с «Волшебным фонарем», много лет осуществляющим связи саратовского кинематографа с мировым и курировавшего все эти вопросы на «Нижне-Волжской студии кинохроники», и будет осуществлять показы сам. С 1 марта Сергей Феклистов намерен был прекратить показы в Доме кино, что означало бы расторжение ранее заключенных со студиями договоров. В день пресс-конференции ВРИО все же «смягчился» и продлил показы до 20 апреля.

Новый начальник заявил, что сам организует прокат. А пока в праздничные дни на базе зала Дома кино проводятся «Рыцарские турниры» с участием «Стального копья». Прессе продемонстрировали афишу этого мероприятия, на которой, кстати, Дом кино числился уже как бывший.

«Но зал Дома кино не коммерческий, а скорее арт-хаусный. Арт-хаус – занятие не слишком прибыльное, и минимальную прибыль отдельных месяцев съедают убытки других. Заниматься прокатом коммерческих фильмов – значит прокатывать их третьим экраном, и зрителей будет гораздо меньше, чем собирает арт-хаусное кино», – считает Наймушин.

Татьяна Зорина рассказала, что студийцы тоже не сидят сложа руки, уже направлены письма и в правительство области, и в областную думу. Она сама обращалась за консультациями по вопросу Дома кино во властные структуры – министр культуры и депутат областной думы Андрей Россошанский заверили ее, что «поддержат студию в том виде, в каком она находится сейчас, и все, что возможно, для этого сделают».

Отстраненный гендиректор Андрей Наймушин считает, что ситуация с провинциальными студиями довольно странная. В период с марта 2003 по 2007 государство профинансировало изготовление на студии 30 фильмов, журналов, альманахов. При том, что государство финансирует по 300–400 документальных картин в год, Саратовская и другие провинциальные студии практически перестали получать заказы, за последние три года отведены деньги только на 2 фильма. Поскольку никакой другой деятельностью, кроме кинопроизводства и показов, студия не занималась, то с сокращением первого, как приносящего основной доход, у нее накопились определенные долги. На данный момент эти долги принадлежат организациям, так или иначе имеющим или имевшим отношение к киноклубу «Волшебный фонарь», которому в этом году исполняется 30 лет.

На сегодняшний день все пять студий, готовящихся на продажу, включая саратовскую, находятся на грани банкротства. Казанская студия уже на пороге банкротства, остальные три (Новосибирск, Ростов, Хабаровск) кое-как сводят концы с концами. А. Наймушин надеется, что со сменой руководства в министерстве кинематографии ситуация улучшится, и «мы готовы, можем и будем производить кино по заказу Министерства культуры РФ. У нас 10 фильмов-призеров международных фестивалей из 23 произведенных картин (ленты, снятые ранее, уже не принадлежат Нижне-Волжской студии кинохроники), общее количество призов – около 20. Фильм Джемы Фирсовой вошел в большой шорт-лист в номинации на «Нику», такого никогда не было за все время существования этой премии. Мы не считаем, что занимаемся здесь какой-то ерундой и привели к банкротству студию».

С 1965 года перекрытия в кинозале были в аварийном состоянии. Студия отремонтировала крышу, сделала новые перекрытия и заодно мансардный этаж. «Чтобы произвести эти работы, которые стоили более 6 млн, а денег, естественно, никто не дал, мы продали часть площадей (320 м) и построили 330 м, т. е. никаких ущербов мы не нанесли, – рассказал журналистам Андрей Наймушин, чтобы развеять слухи о продаже имущества. – Активы предприятия, по завершению этих работ, возросли в три раза, что вызвало неудовольствие некоторых представителей Росимущества в Москве. Да, мы продали их «Волшебному фонарю» и он, не желая замерзать зимой, и в прошлом году, и в этом оплачивал тепло».

По мнению Наймушина, производится зачистка объекта: разрываются договора, увольняются сотрудники, «голый» объект продавать легче, чем с обременениями, людьми и пр., к тому же и дешевле стоимости, при наличии долгов. А долги у студии есть. Часть из них образовалась за прошлогодний прокат фильмов перед «Волшебным фонарем», который погасил долги студии, т. к. студия, чтобы выплатить зарплату сотрудникам, вынуждена была задержать часть платежей за прокат. Пока «Фонарь» не требует немедленного погашения долга. На сегодняшний день, по словам Наймушина, студии предъявлен долг около1,9 млн руб., который пока не прошел через арбитраж и формально студия не находится в состоянии банкротства. Есть еще долги за коммуналку и налоги на сумму около 600 тысяч рублей.

Возникает вопрос: какой смысл гробить студию как творческую единицу. «Госкапитализм штука очень сложная. Я с трудом себе представляю на службе госкапитализма патриотов кинематографа, науки и пр. Мне кажется, люди преследуют свои экономические интересы, их не интересует – будут студии в провинции или нет, – считает Наймушин. – Тенденцию, чтобы в провинции не было студий, поддерживает часть столичных кинематографистов, которые убеждены, что провинциалы «съедают» огромное количество денег, которые могли бы осваивать москвичи. Притом, что около 90 % выделенных средств оседают в Москве и Петербурге и лишь жалкие крохи доходят до провинциальных студий, включая частные. Доходит до того, что, не успевая выполнять все заказы, часть из них москвичи «спускают» за полцены в провинцию. Мы не можем позволить себе делать фильмы в два раза дешевле, иначе придется производить не 4, а 8 фильмов в год, а такого нам никогда не дадут».

Конечно же, не остался в стороне вопрос о «Саратовских страданиях». Местное министерство культуры, основной учредитель «Саратовских страданий», заверил Татьяну Викторовну, что если не получится провести фестиваль в Доме кино, то будут искать другую площадку. Поскольку «Нижне-Волжская студия кинохроники» и «Волшебный фонарь» являются соучредителями фестиваля, то показы в зале проводились за минимальную арендную плату. При неблагоприятном развитии событий фестивальные показы, вероятно, подскочат в цене.

«Мы много лет воспитывали зрителей, чтобы в какой-то степени сохранить эту киносреду в городе, – говорит Татьяна Зорина. – Несмотря на глобальные процессы, мы можем в пределах одного небольшого сообщества попытаться отстоять наши общие интересы. Документальное кино – это не просто эстетическая составляющая кинематографа, а очень мощное социальное кино, которое позволяет перестраивать общество, влиять на общество и, наконец, попытаться выбраться из условий тотального рынка на какое-то пространство нормальной жизни. Социальное кино, документальное кино в этом смысле очень мощная составляющая».

P. S. Впечатлившись местными событиями, решила узнать, как обстоят дела с документальным кино в Финляндии, благо есть скайп: позвонила своей знакомой, уже много лет живущей там. Оказалось, что ежедневно на всех каналах (платные мы в расчет не берем) демонстрируется не менее двух-трех финских документалок. Есть специальная программа «Тема», в которой показывают очень качественное документально финское кино, которое, по словам моей собеседницы, хорошо отражает действительность.

P. P. S. Новости из группы Дом кино vkontakte.ru от Романа Васильева. «1 марта 2011 года ВРИО генерального директора ОАО «ТПО «Нижне-Волжская студия кинохроники» С.Н. Феклистов запретил показ фильмов в Доме кино».

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=3032011111307&oldnumber=565