"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 4 (562) от 03.02.2011

Худсовет

Музыка счастья

Светлана ТЕНЕТКО

26 января в Большом зале консерватории любители барочной музыки могли насладиться игрой ансамбля старинной и современной музыки Саратовской консерватории «Musica Fеlice» под руководством Михаила Преображенского. В концерте прозвучали как сочинения известных широкому слушателю композиторов Баха, Крейслера, Брамса, Дебюси, Шуберта, Генделя, так и довольно редко исполняющиеся Букстехуде и Леклер, де Мельо.

Первый концерт-презентация ансамбля прошел в апреле 2008 года. Ансамбль интересен тем, что основной состав – классическая трио соната (два солирующих инструмента и два аккомпанирующих) – скрипка (Ахмед Мамедов), альт (Владислав Шевцов), виолончель (Дмитрий Тупицын) и клавесин (Михаил Преображенский) и одновременно классический состав фортепианного квартета. В первом отделении саратовцам представили в аутентичном исполнении целых три трио сонаты – Баха, Леклера, и Букстехуде. Во втором отделении старый клавесин сменил современный рояль. Зрители вместе с исполнителями плавно перенеслись в эпоху романтизма. С композиторами-романтиками вроде бы все ясно, они для саратовцев не в новинку, и все же…

Говорить о том, что у каждого исполнителя своя манера игры, не приходится, но, как это ни парадоксально, у «Musica Fеlice» и барочная музыка, и романтики прозвучали легко, без особого душевного надрыва и излишней эмоциональности.

В завершении концерта зрителей ждал настоящий сюрприз. На сцену вдруг стали выходить люди… с инструментами. К ансамблю присоединились друзья-музыканты. И вот в таком расширенном составе прозвучала «Рождественская мелодия», как бы подводя итог праздничной круговерти и самому концерту.

С Михаилом Преображенским мы познакомились в конце 2009 года; тогда, по его словам, он не был готов говорить об ансамбле. В течение года он не раз приглашал на свои концерты, но обстоятельства…, ох уж эти обстоятельства. Хотя, если подумать, то все совершается в нужное время. Зимним вечером услышать такую потрясающую музыку – воздушно, невесомо и прозрачно было исполнение как барочных, так и композиторов романтиков.

Хотя, кто лучше Михаила Преображенского – создателя, идейного вдохновителя – расскажет о своем детище – ансамбле «Musica Fеlice», о музыкантах и музыке, которую они играют.

О музыке

В консерваториях очень редко проходят барочную музыку. Тот минимум, что проходят, – это И.С. Бах, иногда Гендель, Д. Скарлатти и все. А что касается таких композиторов, как Букстехуде, Монтеверди, Рамо, Люли, Леклер и многих-многих других, они, как правило, остаются за рамками учебных программ и их редко можно услышать в концертах. Видимо, это связано с тем, что музыка барокко изначально писалась для услаждения слуха знатных людей. Это музыка дворцов. А в советское время – какие же дворцы…

Принципы исполнения

Я как-то был на Международном конкурсе квартетов им. Шостаковича в Санкт-Петербурге. Очень сильный интернациональный состав участников: французы, итальянцы, немцы, англичане, американцы, москвичи, новосибирцы, питерцы. И там со всей очевидностью проявилась такая особенность русской исполнительской школы: наши музыканты привносят в музыку свое отношение и переживания там, где надо и где не надо.

Например, ранний квартет Бетховена – нет в нем очень глобальных мыслей, но наши ищут… А иностранцы, когда играют ранний квартет Бетховена, – красиво звучит… Видится как автор гулял, наслаждался видами природы, архитектуры, он был молод и вся жизнь была еще впереди… Играют тем же составом поздний квартет того же Бетховена или квартет Шостаковича – там уже все есть (в плане глубины обобщений и переживаний), – музыканты понимают, что и как нужно сыграть. Наши же исполнители обязательно находят двойное дно. Видимо, это русский менталитет, мы привыкли искать всегда двойной смысл, а иногда, наверное, это мешает нашему народу.

Об инструментах

Мы стремимся исполнять музыку барокко, по возможности, близко к аутентичной манере. К сожалению, у нас нет старинных инструментов – струнные и флейта современные, строй современный, но мы стараемся все же приблизиться к «историческому» звучанию.

На барочные скрипки ставили жильные, а не металлические (как сейчас) струны и смычки были совсем другие. Со времен Паганини смычки немного вогнутые, чтобы в них была «пружина». Барочные же смычки были наоборот немного выгнутые, ими можно исполнить только старинную музыку. Но звук был мягче и строй был на полтона ниже современного.

Но в сегодняшних саратовских условиях этого, к сожалению, невозможно достичь. Что говорить о струнных и духовых инструментах, если нет даже нормального клавесина. Тот клавесин, который есть в консерватории – инструмент для любительского домашнего музицирования. Единственный профессиональный инструмент стоит в музее Чернышевского… Правда, в консерватории есть старый концертный клавесин, но он требует реставрации, на которую пока средства не выделяются.

Сейчас старинная музыка в России обретает популярность и востребованность, во многих городах существуют ансамбли старинной музыки. Конечно же, такой консерватории, как наша, не иметь профессионального клавесина просто неприлично. Уверен, что новое руководство нашего родного вуза и министерство культуры России это понимает, и к предстоящему в 2012 году 100-летнему юбилею консерватории у нас появится новый клавесин.

О названии

Название выбиралось очень трудно и достаточно долго, хотелось избежать повторов. Благодаря поисковым системам Интернета отпало несколько интересных вариантов. Потом кто-то придумал «Musica Felice», и начались консультации с друзьями и коллегами. Всем название понравилось. К тому же «Felice» красиво звучит! И значение слова – «счастливый, довольный, удачливый» – настраивает зрителей на позитивное отношение к себе и окружающему миру.

Об ансамбле

В саратовской консерватории ансамблей, подобного нашему, не было, к сожалению, никогда.

Скрипач Ахмед Мамедов и альтист Владислав Шевцов – молодые талантливые музыканты, в этом году закончили Саратовскую консерваторию, и их пригласили остаться у нас преподавать. Я считаю, это очень здорово, потому что они великолепные струнники, таких, как ни странно, в Саратове мало. Очень многие музыканты уезжают в Москву и в страны дальнего зарубежья.

Ансамбль, в моем понимании, – это почти семья, надо уделять ему достаточно много времени, чтобы он стал единым организмом. Профессионалы могут собраться вместе и сыграть чисто, ритмично, точно, но это еще не ансамбль. Судя по репетициям, в течение нескольких месяцев у нас появилось определенное единство.

Виолончелист Дмитрий Тупицын в нашем ансамбле, можно сказать, уже старожил. Чуткий, знающий, влюбленный в свое дело музыкант и большой энтузиаст, ему мы обязаны множеством инструментальных обработок для нашего состава.

Флейтистка Наталия Туренкова очень опытный, разносторонний музыкант, обладающая тонким чувством стиля и настоящим «флейтовым» звуком.

Ведущая концерта Наталья Королевская – музыковед, доцент консерватории. Знаю ее давно, но никогда не слышал в этом жанре. Как-то попросил ее провести один концерт и после него понял, что было бы здорово продолжить сотрудничество. Она с публикой не заигрывает, все, что она делает, – интеллигентно, красиво и профессионально.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=3022011001139&oldnumber=562