"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 3 (561) от 27.01.2011

Гастроли

Орган по-балтийски

Олег БЕЛОЦЕРКОВСКИЙ

29 января в Большом зале консерватори состоится концерт Ааре-Пауля Латтика (орган, Таллин) «Орган по-балтийски».

Ааре-Пауль Латтик – выдающийся эстонский органист, президент Эстонского общества органистов, профессор Эстонской академии музыки и театра.

В 1999 году получил степень магистра в Эстонской академии музыки, где обучался по классу органа у Хуго Лепнурма и Андреса Уйбо. В 1996–1999 гг. Латтик обучался в Лилльской консерватории под руководством профессора Филиппа Лефевра, в Лионской консерватории – у профессора Луи Робильяра и профессора Од Ертематт, органиста церкви Сен-Жерве. Имеет степень магистра факультета музыковедения в Сорбонне. Обучался на мастер-классах Жана Буайе, Оливера Латри, Франсиса Шапеле, Бернхарда Хааса. В 2000–2008 гг. Латтик являлся органистом и музыкальным директором Шведской церкви Св. Михаила в Таллинне. Дает концерты в городах Эстонии, Португалии, Франции, Испании (фестивали El Órgano en el Camino и El Sonido vivo), Польше (органные фестивали в Познани, Вольштыни и Люблине), Италии (органные фестивали в Лечче) и Латвии (фестиваль «Арс-Балтика»). Особое место в репертуаре Латтика занимает французская и эстонская органная музыка.

Для начала заметим: у Ааре-Пауля Латтика совершенно своеобразная пластичная манера движения, прямо-таки балетная. В уютный субботний вечер нового 2011 года саратовцы услышат произведения И.С. Баха, А. Пярта, А. Каппа и Ш. Турнемира. Впервые в России прозвучит симфоническая поэма «Пляска смерти» К. Сен-Санса в переложении гостя Саратовского органного фестиваля, известного собственными органными версиями сонат Листа и Рахманинова. Несмотря на мрачное название, поэма вызывает бурю эмоций, скорее ярких и восторженных, нежели грустных и удручающих. Приезд в Россию у органиста – не первый, поэтому у него была возможность сравнить залы, инструменты, публику в разных городах. И «голосовые» данные саратовского органа в личном рейтинге Ааре-Пауля займут, надеюсь, верхние строчки. Впрочем, столь же тепло все европейские органисты отзываются и о приеме саратовской публики:

А.-П. Латтик: «Замечательно, что у вас есть такой достойный инструмент, такой удивительный зал и, конечно, благодарный слушатель. Вообще, концерты органной музыки в России любят и посещают больше, чем на Западе. Может быть, это связано с всеобщим европейским предубеждением, что орган – это не светский инструмент, а органист – человек церкви. Ведь орган испокон веков играл в католических соборах. А в Саратове он расположен в одном концертном зале с фортепиано и воспринимается как «просто» инструмент. Отсюда – особый контакт со слушателями.

Органная музыка требует определенного вслушивания: в игру регистров, переливы звуков, и еще она более других, на мой взгляд, пробуждает воображение – под нее можно бесконечно фантазировать. Орган – инструмент уникальный, хотя бы потому, что у него гораздо больше возможностей, нежели у прочих. Возможно, любой инструмент можно назвать уникальным, даже обыкновенные тарелки или ложки, если на них сыграно нечто необычное и убедительное... Но для меня только орган всегда будет необыкновенным – с первого моего знакомства с ним в детстве. Это достаточно любопытная история: вместо школьных уроков я частенько отправлялся гулять по улочкам родного города. Старый красивый Таллин, где на каждом шагу случаются открытия, преподнес мне сюрприз. Однажды совершенно случайно я набрел на ворота собора Св. Иоанна. До сих пор отчетливо помню музыку – звуки органа, доносившиеся изнутри. Я не видел того, кто играл, просто слушал музыку. И тогда что-то во мне изменилось, я подумал: наверное, быть органистом – это все равно, что быть волшебником. И это убеждение живо во мне до сих пор.

Не каждый сможет и захочет посвятить себя органу. Ведь это тяжелый труд – и физический, и психологический. К тому же сегодняшний динамичный темп жизни порождает потребность у людей – осуществления чего-либо вмиг. А в музыке ничего не бывает быстро. Это длительный процесс поисков, упражнений. Все скоро приобретенное быстро улетучивается. Поэтому музыкой, в особенности органной, занимаются чудаки- волшебники. Эти чудаки учатся всю жизнь – предела совершенствованию нет, ведь в природе не существует двух совершенно одинаковых органов. Органы бывают разные как по технике исполнения, так и по стилю звучания. Есть барочный испанский орган, французский романтический, немецкий романтический, немецкий барочный. И у каждого свой «голос», к каждому нужно подобрать правильные «ключи». И постигать это можно всю жизнь, каждый раз открывая что-то новое. Боюсь, что даже в конце пути останется нечто неизвестное. До встречи, дорогие саратовцы, на концерте в Новом Году!».

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=26012011234418&oldnumber=561